Целенаправленное формирование городских агломераций и мегалополисов как фактор модернизации российского пространства. Теоретические основы формирования и развития городских агломераций Понятие виды и особенности формирования территориальной агломерации


«Без образования городских агломераций пространственное развитие РФ бессмысленно».

В ходе жарких и нелицеприятных дискуссий на Общероссийском гражданском форуме, организованном Комитетом гражданских инициатив между его организатором экс-министром финансов Алексеем Кудриным и Мэром Москвы Сергеем Собяниным, данный тезис единственно не вызвал возражений ни у одной из сторон.

А иначе и быть не может. Ведь исторически, Российская Федерация – это «страна городов», которые представляют собой узлы фундаментального каркаса страны, так называемое «сердце» системы расселения. Посыл к процессу пространственного развития в нашей стране всегда будет исходить из мест наибольшего скопления человеческих ресурсов.

Город со временем достигает критического порога своего пространственного развития и превращался в агломерацию. Безграничные пространства России испытывают необходимость в создании агломераций, так как только с их помощью можно осуществить действенное экономическое освоение территорий.

К этому обязывает и положение страны, находящейся в тяжелой экологической ситуации, а также неизбежность стимулирования развития крупных городских агломераций, где есть возможность осуществления объединенных проектов развития.

В нашей стране городские агломерации – одна из важнейших форм территориальной организации экономики. В России имеется более тридцати агломераций, в них сосредоточено более 35 % населения и примерно 40 % научного и кадрового потенциала.

В агломерациях сформированы наиболее удобные условия для создания рыночной инфраструктуры и появления новых экономических взаимоотношений.

На территории агломерации сосредоточен мощный промышленный потенциал, характеризующийся интенсивными внутренними производственно-технологическими инфраструктурами и социально-трудовыми связями. Агломерация характеризуется высоким уровнем диверсифицированности, вследствие чего обладает наибольшей устойчивостью в сложных рыночных условиях.

Побуждает к созданию агломераций и нынешняя борьба за так называемый «ресурс развития» (человеческий капитал, инновационный капитал, современные социальные и производственные технологии), гарантирующий стабильность системы обеспечения жизнедеятельности в полном объеме.

Очередной импульс агломерационному процессу был придан в 2013–2014 гг. согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года разработанному Министерством Экономического Развития Российской Федерации.

Согласно данному документу, основным направлением пространственного развития России станет увеличение насыщенности человеческого капитала, инфраструктуры, ресурсов в больших городах и создание двадцати агломераций с численностью населения более 1 млн. человек. Эти агломерации будут способны реализовывать специализированные интернациональные функции в мировом разделении труда, станут локомотивами роста, будут развивать новые инновационные кластеры.

Крайне негативные внешнеполитические процессы, естественно, несколько затормозили практическую реализацию агломерационной перестройки пространственного развития России, но не понизили степень актуальности данной проблемы.

О некоторых проблемах и перспективах агломераций в нашей стране и пойдет речь в настоящей публикации.

Понятие «городской агломерации» в рамках законодательной импотенции

В первую очередь необходимо уяснить содержание понятия «агломерация». С точки зрения размещения производительных сил в регионах страны, существует такое понятие, как «промышленная агломерация». Это территориальное экономическое образование, характеризующееся мощной концентрацией различных предприятий, инфраструктуры, инновационных и научных учреждений с весьма значительной плотностью населения.

Преимущества промышленной агломерации очевидны и безусловно впечатляют. Она позволяет сократить необходимую площадь используемой территории примерно на 30 %, количество производственных зданий и сооружений - на 25%. Благодаря наличию общей инфраструктуры и объектов подсобно-вспомогательного назначения затраты сокращаются в среднем на 20%.

Однако, как форма расселения, агломерация имеет несколько иное определение, более глубокое, охватывающее больший спектр экономических и социальных процессов, существующих и протекающих в регионе.

Вот как трактуется термин «агломерация» в современном экономическом словаре. Это компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но и обладающих развитыми культурными, производственными связями. В продолжение определения сообщается, что термин относится в основном к городским поселениям, т. е. речь идет о городских агломерациях.

Академик А.Г. Гранберг дает такое определение: агломерация – территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты.

По мнению профессора Т.В. Караковой, агломерация - это города и населенные пункты, коммуникации, промышленность и транспорт.

Профессор Т.Я. Ребайн определяет агломерацию как группу населенных мест, объединенных территориальной близостью, наличием трудовых и культурно-бытовых связей, ограниченных двухчасовыми затратами времени на передвижение, причем производственные, административные и другие связи не являются важными для выявления границ агломерации.

Резко бросается в глаза и привлекает удивленное внимания явная несогласованность в названиях городских агломерационных объединений, предположениях и стратегиях социально-экономического обновления территорий. Так в чем же здесь проблема?

В России правовой статус агломераций, их статистический учет и механизм регулирования не определен, что позволяет утверждать о законодательной импотенции данного понятия и не позволяет рационально и эффективно разрабатывать планы и программы развития городских агломераций.

Часто и безрассудно смело упоминая об городской агломерации, наши законодатели как то не умудрились внести в Градостроительный Кодекс РФ её определение. Слава Богу есть возможность воспользоваться зарубежными понятиями.

Агломерация (от лат. присоединять, накоплять) – компактное территориальное размещение городских населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Данный термин был впервые внедрен М. Руже (1973) для обозначения ситуации, когда границы поселения выходят за рамки административных (политических) территорий.

В специальной литературе ряд авторов предлагает определять агломерации как группу населенных мест, ограниченных двухчасовыми затратами времени на передвижение. Вот только возникает вопрос – передвижение на каком виде транспорта? Согласитесь, одно дело – скоростные виды транспорта: автомобили, метро и электрички и другое – на велосипеде, верхом на осле или вообще «одиннадцатым номером», то есть пешком.

В ЕС агломерацией (метрорегионом) принято считать территорию, численность населения которой составляет 250 тыс. жителей (по данным Eurostat). Зарубежное и отечественное изучение феномена городской агломерации позволило уточнить его определение следующим образом:

Городская агломерация – это компактная и относительно развитая совокупность дополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких мощных городов-ядер и объединенных многообразными и интенсивными связями в сложное и динамичное единство.

Из истории агломерационных процессов в России

Говоря о развитии агломерации в России, следует упомянуть, что в нашей стране тенденции расселения населения имеют глубокую историческую подоплёку. К концу ХVIII территорию России более или менее равномерно покрыла сеть губернских и уездных городов, где за каждым крупным городом была закреплена достаточно большая территория для опеки.

Это было результатом реформы, задевшей административно-территориальные устои Российской Империи, которая была проведена Екатериной II в 1775–1785 гг. Одним из последствий реформы стало отдаление на значительные расстояния друг от друга городов, выполнявших административные функции.

Первые предпосылки появления городских агломераций в России начали появляться в XIX веке, как результат становления капиталистических отношений. Наиболее важными предпосылками можно назвать индустриализацию, быстрый рост важнейших городов и расцвет железнодорожного строительства.

Вопреки тому, что российская система городов была еще слабо развита, в 1913 году были сформированы и развиты только 4 крупных города: Москва, Рига, Санкт-Петербург и Одесса. Уже тогда в пригородах и близлежащих территориях были расположены фабричные и мануфактурные сёла и посёлки

В то время цикл производства и труда был закрытым, изолированным и не выходил за пределы муниципальной единицы. Между крупным городом и окрестными территориями не были завязаны ни производственные, ни трудовые, ни социально-культурные связи, так же отсутствовала маятниковая миграция, то есть регулярные циклические поездки, например, с рабочими или торговыми целями.

Полноценные агломерации в России начали появляться только в ХX веке. Единственным исключением является Санкт-Петербург. Город-ядро и города-спутники создавались и развивались одновременно. Причиной тому являлось первоначально задуманное разделение функционала городов-спутников. Например: Петергоф, Гатчина, Царское село – резиденции; Кронштадт – крепость; Сестрорецк, Колпино – центры промышленности. Шло развитие не только близлежащих спутников, но и отдаленных, примером чего является Лодейное Поле, ставшее колыбелью Балтийского флота.

Агломерация Санкт-Петербурга, возникшая намного раньше, чем агломерации получили повсеместную распространенность, была феноменом в способах расселения городского населения, продолжала развиваться, являясь уникальным примером городского устройства.

На рубеже XIX–XX веков бурное развитие промышленности сменило тенденцию размещения фабрик и заводов на территории крупных городов на новую тенденцию – расположение предприятий в пригородах городов, а именно в сёлах, поселках вблизи железнодорожных станций.

Урбанизация советского времени благодаря активной индустриализации усиливалась с огромной скоростью, но вторая мировая война послужила причиной замедления процесса появления и развития агломераций в нашей стране.

В послевоенные годы происходил своеобразный рывок для дальнейшего развития. В годы после окончания второй мировой войны наблюдался рост числа городских агломераций, в наибольшей степени в районах, бывших тыловыми во время войны. За 60-е и 70-е годы сформировалось множество городских агломераций, общая совокупность возросла вдвое, более половины городских жителей страны проживали в агломерациях.

Особая интенсивность агломерационных процессов в СССР наблюдалась в 70-е гг. Тогда были сформированы шесть двухъядерных (полицентрических) агломераций: Крымская (Симферопольско-Севастопольская), Днепропетровско-Днепродзержинская, Горьковско-Дзержинская, Ярославско-Костромская, Кавминводская, Фергано-Маргиланская.

Наблюдался рост территорий городов-ядер, а также формирование мощных городов-спутников в периферийной зоне, что способствовало росту агломераций в целом.

В 80-е гг. общая тенденция роста численности населения и площадей агломераций продолжилась. Начался процесс усиления роли пригородов, так же стали укрепляться и формироваться связи пригородов, периферийных зон, городов-спутников с центральными городами агломераций.

Что есть что городская агломерация в Российской Федерации

Сейчас в России насчитывается 1 100 городов. За более чем тысячелетнюю историю нашего государства происходили кардинальные изменения в его составе, хозяйственном облике, в размещении производительных сил. Но неизменной во всех этих процессах оставалась выдающаяся роль городов - главных фокусных точек социально-экономического развития и административно-территориального устройства страны, чье побудительное влияние распространялось на тяготеющие к ним территории. Но отнюдь не каждый город Российской Федерации может и должен стать ядром городской агломерации.

В настоящее время в Российской Федерации естественно сложились 50 городских агломераций. Из них 43, или 80%, расположены в европейской части страны. Однако лишь семь городов-миллиоников, включая Москву, Санкт-Петербург, Самару, Тольятти, Екатеринбург, Нижний Новгород и Новосибирск полностью попадают под упомянутое выше определение.

Безусловно, на территории России наиболее развитой является моноцентричная Московская агломерация, полноценно прошедшая все необходимые этапы развития и имеющая четко выраженное членение своей территории.

Причем, в ходе дискуссии мэр Москвы неоднократно говорил, что Москву нельзя сравнивать ни с какой другой агломерацией или с крупным городом – Парижем, Стамбулом, Нью-Йорком, Лондоном, потому что в Москве и Московской области живет значительно больше людей. По мнению столичного мэра, в московской агломерации на сегодняшний день уже пребывает 30–35 млн человек, включая близлежащие области, куда ездят москвичи на лето, а местные жители работать в Москву. «Это ядро страны, исконное ядро, причем без нефти и газа», – заметил он.

По словам Собянина, Москва – это «не черная дыра, которая высасывает таланты со всей страны, а драйвер экономики». «Развитие агломераций приводит к развитию конкуренции и укреплению обороноспособности страны, а Россия всегда находилась под ударом, и сегодня под ударом, пусть и не в военном смысле», - добавил он. По утверждению мэра, производительность труда в Москве в 2,5 раза выше средней по стране и в 5−7 раз выше, чем в сельской местности.

В качестве формирующихся агломераций можно рассматривать город Санкт-Петербург и прилегающие к нему территории Ленинградской области, ряд других городов, прежде всего городов-миллионников и тесно связанных с ними территорий соседних субъектов.

Историческое развитие территорий и поселенческих групп России, прямо обуславливает формирование городских агломераций в России. Однако эффективное развитие городских требует государственных ресурсов и управленческого воздействия.

Особенность российских агломераций – освоение и обустройство крупными городами обширных зон неблагоустроенной сельской местности с организацией производства и промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, а также уникальная российская форма сезонного расселения многомиллионной численности горожан в объединениях садоводства, огородничества и дачного строительства.

По сему, стихийное развитие неподготовленных территорий, зачастую приводит к негативным последствиям, например, к дорожным пробкам, к увеличению разрыва между доходами муниципальных единиц, находящихся ближе к центру и на периферии, к увеличению затрат на строительство и содержание дорожных и инфраструктурных единиц.

На сегодняшний день, агломерационная форма расселения образуется и на основе сочетания «крупный город – город», «крупный город – регион», «регион – регион». Определяющую роль здесь играет не масштаб центра притяжения, а устойчивые социально-экономические связи, высокая мобильность населения, взаимозависимость и взаимообусловленность развития субъектов, объединенных общностью использования трудовых ресурсов и единой инфраструктурой.

В 2013 г. была разработана «дорожная карта» развития агломерации в Российской Федерации для дифференцированного управления ими.

Множество предприятий различной величины и разного профиля формируют производственный комплекс российских агломераций. Агломерация, как правило, характеризуется мощным промышленным потенциалом и высоким уровнем территориальной концентрации производственных фондов, интенсивными внутренними производственно-технологическими инфраструктурными и социально-производственными связями.

Эта сложная многоотраслевая система определяет специализацию в территориальном разделении труда. И месте с тем производственный комплекс агломерации в современных сложных рыночных условиях является наиболее устойчивой территориальной организацией производительных сил и легко адаптируется к различным изменениям среды в результате возможности перераспределения функций и различных ресурсов внутри самой агломерации.

И Мэр нашей столицы вовсе не бахвалился на Общероссийском гражданском форуме, приводя убедительные аргументы в пользу вышенаписанного. К примеру, Москва не высасывает деньги из регионов, но напротив, производит 21% от ВВП страны и каждый десятый пенсионер в России получает пенсию из денег москвичей.

О мировой практике агломерационного расселения

В основе развития городских агломераций в зарубежных странах, которое является успешным и результативным, лежит «агломерационное мышление». Это формирование взгляда на территорию как на единое целое, а не на совокупность частей; развитие территории целиком, а не предпочтительно центра; а так же стремление к согласованию интересов всех участников процесса (жителей, администраций муниципалитетов, частного предпринимательства и т.п.).

Административные границы, конечно, имеют значение, но они не могут быть определяющими. Ведь во многих зарубежных странах, некоторые поселения в составе агломерационной формы расселения, остаются формально разрезанными административными границами муниципалитетов, однако ни бизнес, ни население этого совершенно не замечают.

Хотя у каждого участника агломерационного процесса есть свои интересы. Центральные города боятся уменьшения финансирования, города на периферии заинтересованы в сохранении унитарности, элита находится под угрозой снижения власти и статуса.

В мировой практике отмечаются два основных пути развития систем расселения, которые бывают параллельны, а иногда и пересекаются: естественный, когда функционирование существующих и появление новых населенных пунктов, развитие между ними межселенных связей осуществляется за счет общего развития, и регулятивный, когда «разгрузка» крупнейших городов, создание новых центров притяжения реализуются через активно поддерживаемые государством проекты.

В зарубежных странах целью грамотного и успешного развития городской агломерации становится создание всех условий для компенсирования имеющихся издержек. Так, например, теряя унитарность, муниципальные образования получают взамен блага, которых у них не было при независимом развитии.

В зарубежных странах можно найти множество примеров стимуляции улучшения межмуниципальных взаимодействий. Например, муниципалитетам во Франции, которые реализуют совместный проект по созданию агломерации, предоставляется финансовая компенсация в размере от 10 до 50%. Японским муниципалитетам, объединившимся в агломерацию, выплачивают дополнительные 25% к их бюджету на протяжении пяти лет. Европейские страны, реализовав в 70–80-е годы XX века проекты «Большой Париж» и «Большой Лондон», доказали эффективность и целесообразность таких программ как комплексное градостроительное, инфраструктурное, в особенности транспортное, и социально-экономическое развитие.

Пока за рубежом нет научных доказательств необходимости единого органа управления в агломерациях помимо существующих органов власти. Анализ мирового опыта показывает, что оба варианта (наличие или отсутствие собственных институтов власти) могут вполне успешно сосуществовать и применяться в различных ситуациях.

Так, «столичная» агломерационная форма расселения Рандстад в Нидерландах уже много десятилетий «живет» без единого органа управления, а вот Большой Лондон им располагает. Как правило, существуют общие градостроительные структуры для координации процессов создания единого городского пространства.

Наиболее перспективным типом агломерации является полицентрический тип, когда помимо основного города-ядра, на территории агломерации будут созданы еще несколько ядер, в которых так же будет концентрация бизнес центров, музеев, жилых комплексов. В подавляющем большинстве городских агломераций в мире стараются сохранить автономию и своеобразие муниципалитетов, входящих в их состав.

В США большую популярность приобретает применение специализированных округов (органов созданных для оказания услуг) с целью управления работой систем общественного транспорта, канализации и водоснабжения, контроля над работой больниц, вокзалов, аэропортов. Наряду с этим действует и другой проект (например, в Лос-Анджелесе) сутью которого является предоставление базовых услуг муниципалитетам агломерации посредством центрального города.

Следует так же отметить, что понятие «агломерация» связано не только с мегаполисами и городами-миллионниками. Оно зачастую применяется и к средним и к малым городам, которые имеют для этого объективные условия.

Так, например, во Франции не является исключением случай, когда небольшие города (до 100 тысяч) объединяются и создают агломерацию для организации развития пригородов, строительства жилья, создания рабочих мест, улучшения качественных показателей жизни горожан.

Примером может послужить и Канада, где существует всего шесть городских агломераций с численностью населения более 1 млн. чел и более чем 80 городских объединений с меньшим населением.

Необходимо, обобщив вышесказанное, выделить следующие особенности развития городских агломераций в зарубежных странах:

  • Наличие правового обеспечения агломерационных процессов.
  • Создание агломераций из группы небольших городов для улучшения качества жизни.
  • Рассмотрение развиваемой территории как единого целого, а не группы поселений, находящихся под влиянием крупного города.
  • Развитие территории целиком, а не только города-ядра.
  • Согласование интересов всех участников процесса.
  • Стимуляция процессов межмуниципального взаимодействия (субсидирование).
  • Развитие территорий на проектной основе.

Использование положительного опыта управления, накопленного западными странами, разумеется, вполне возможно для Российской Федерации, и в первую очередь – для совершенствования механизмов управления развитием агломерационных форм расселения. В решении этого вопроса, как нам представляется, первостепенное значение имеет выработка принципов и требований к конструированию системы и механизмов управляющих воздействий.

Заключение

В XXI веке такая форма территориального расселения населения как агломерация претендует на превращение в основу организации урбанистического пространства, главным типом расселения городских жителей, который концентрирует в себе ключевую составляющую жизнедеятельности человека. Улучшение территориальной единицы входящей в состав городской агломерации, влечет за собой ряд преимуществ, таких как:

  • концентрация научных и экономических потенциалов, реализация административно-организационных функций, обширный выбор услуг, улучшение качественных показателей жизни и культуры;
  • максимально эффективное применение трудовых ресурсов, большое количество рабочих мест и отраслей, снижение уровня безработицы;
  • наиболее рациональное использование потенциала экономико-географического расположения и ресурсов данной территории;
  • потенциал для регулярного использования культурных ценностей;
  • максимально интенсивное и эффективное применение имеющейся территории.

Сегодня, в посткризисное время, появилась потребность территориальной реорганизации России, предусматривающей дробление территории страны на агломерации, что становится еще более приоритетным направлением. Об этом и велись дискуссии на Общероссийском гражданском форуме 21-22 ноября 2017 года.

Участники дискуссии напрямую связывали будущие совершенствование и реконструкцию экономики России с требованиями, которые создаются внешней средой, а также выполнением в России новой территориальной политики, полагающей образование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе.

На сегодняшний день процессы появления и развития городской агломерации хорошо изучены. Разработано множество методик, позволяющих отнести территорию к ГА. Не смотря на то, что агломерации в России существуют, и вопросы их изучения имеют большое практическое значение, понятие «агломерации» как таковой является теоретическим, отсутствует какая-либо законодательная база для данного явления.

Из-за отсутствия законодательной базы, имеется значительный круг проблем не только в процессе управления, но и при создании документов территориального планирования.

Это порождает излишнее количество разнообразных методик и споров, касательно обоснованности применения термина «агломерация» к тем или иным территориям. Отсутствие единого общепринятого метода для анализа статистических данных, а порой и отсутствие качественно собранных и обработанных данных усложняет качественное изучение проблем и перспектив городских агломераций.

Решение актуальных проблем заключается в серьезной проработке и понимании приобретенного опыта по формированию и развитию агломераций, как в зарубежных странах, так и в современной России.

В связи с этим нужно произвести: реконструкцию законодательной базы на всех уровнях власти; создать механизмы налаживания происходящих процессов.

Решение этих и многих других проблем, можно устроить в рамках отдельных проектов, изучающих территорию агломерации как единую социально-экономическую систему.

Борис Скупов

Агломерация – это компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенная в сложную локальную систему многообразными связями – трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала.

Сближенность городов и поселков в агломерации, высокая плот­ность их сети, благоприятствуют их интенсивному и эффектив­ному взаимодействию

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички боль­шого города, который, становясь центром агломерации, созда­ет систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой - многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

Развитие агломерации «от района» характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притяги­вает к себе объекты не местного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развиваются наука и конструкторско-проектное дело, сосредо­точиваются предприятия стройиндустрии и транспортные организации

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «про­фессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители по­селка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-цен­тром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агло­мерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра раз­личия между агломерациями описанных двух категорий ослабе­вают, хотя остается существенная разница в характере исполь­зования территории. В агломерациях промышленных районов (добывающей промышленности) значительные площади заня­ты отвалами, складами, подъездными путями, целиками

Основные свойства и особенности агломераций. Будучи зако­номерным результатом эволюции расселения, постгородской ста­дией его развития, агломерации не возникают автоматически. Их формирование (агломерирование) - географически выбо­рочный процесс, который развертывается там, где для него складываются благоприятные условия. Поэтому агломерацию следует рассматривать как одну из форм расселения, которое и в перспективе должно остаться разнообразным, поскольку неод­нородны интересы различных слоев населения. Агломерации различаются по преобладающим видам деятельности, величи­не, степени зрелости.

Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района». Формирование агломерации «от города». По достижении опре­деленного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народнохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах разви­тия - территории, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчер­панными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряже­но с негативными последствиями.

В своем развитии агломерации проходят 4 этапа. На первом этапе агломерация представляет собой конгломерат достаточно близко расположенных урбанизированных территорий, объединенных преимущественно производственными связями. В таких так называемых «индустриальных агломерациях» отсутствует единый рынок труда, земли, недвижимости и других ресурсов, что не позволяет ее классифицировать как сформировавшуюся агломерацию. На втором этапе усиливаются устремленные к центру агломерации потоки маятниковой миграции, происходит формирование единого рынка труда агломерации. Третий этап - этап развитой агломерации характеризуется появлением единого функционально связанного пространства, причемосуществление ряда функций (производство, развлечение, потребление) центра (ядра) агломерации переносится на периферию, в города-спутники, получают развитие пригороды (субурбии), образуется единый рынок агломерации, агломерация становится важным узлом в территориальной структуре национальной экономики. Этап постиндустриальной агломерации отличается встраиванием агломерации в глобальные экономические процессы, развитием интеллектуальной городской инфраструктуры, появляется новая концепция общественного пространства (так называемого «третьего места»), наибольшее развитие получает так называемый новый «портфель ресурсов» (человеческий капитал, технологические и управленческие инновации, постиндустриальная экономика технологий, емкие и динамичные рынки).

Фазы формирования агломераций

Агломерация рынка труда

Агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости

Ряд функций ядра (потребление, развлечение, производство) перемещается на периферию. Там растет спрос на землю и инфраструктуру (тепло, электричество, водоснабжение, дороги)

Зрелая агломерация

Численность населения ядра увеличивается, а периферии - уменьшается. Но в целом население агломерации растет

Ядро растет, периферия также растет; сильная концентрация по всей агломерации.набирают силу процессы выноса промпредприятий из центра на периферию с одновременной их модернизацией, старые заводы банкротятся, а новые инвестпроекты реализуются в пригородных зонах. Рост зависимости от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики города

Развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков - растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними - аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно-освоенные территории.

Большинство российских агломераций - это агломерации первого и второго уровня (к примеру, Иркутская, Екатеринбургская, Ростовская, Вологодско-Череповецкая). На третьем этапе находится Санкт-Петербургская агломерация, в начале четвертой фазы - Московская агломерация.

Роль ГА на современном этапе развития

городской агломерация система развитие

Сегодня в мировой экономике городская агломераций - одна из основных форм модернизации и ускоренного развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований и, следовательно, национальных экономик. На смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации, производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные связи которых обеспечивают достаточно высокий уровень развития производительных сил и способствуют формированию качественно новых условий развития экономики.

Как показывает мировой опыт, объединение поселений в агломерацию превращает территорию в ареал устойчивого и динамичного роста со значительным социальным и экономическим эффектом. В ходе развития агломераций реализуется процесс перехода к экономике развития и в реальные сроки решаются такие критические проблемы для развития территории, как:

  • - повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития;
  • - вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и закрепление в качестве «оператора» глобальных финансовых потоков в Российской Федерации;
  • - модернизация и интеграция коммунальных ресурсов для создания на объединенной территории новых предприятий и жилых домов;
  • - регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы;
  • - контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру; стабильное развитие городского центра через смену акцента на развитие «периферии»;
  • - прогноз потребности и сбалансированное развитие производственных, рекреационных и иных площадок.

Сегодня агломерирование становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий, обеспечивающим высокое качество жизни населения, создающим комфортную среду для развития бизнеса и повышающим конкурентоспособность России как единого целого, связанного с опорным каркасом системы расселения, транспортной и энергетической инфраструктурой, высоким качеством жизни и ориентированным на инновационный сценарий развития.

Реализация проектов агломерации для городов - не дань моде, а объективная необходимость. При этом агломерация - это стратегический инструмент комплексного развития территории, от которого выигрывает и городской центр (решение городских проблем: вынос части производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.) и окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни). Целенаправленное развитие агломерации - важная составляющая в регулировании роста крупных центров, в управлении развитием систем расселения.

Агломерация рассматривается как единое социально-экономическое, инвестиционное пространство с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, совершенствования природно-экологического каркаса. Все муниципальные образования получают единую схему развития и такие главные преимущества, как:

  • · укрепление и подъем малых и средних городов, преобразование сельской местности;
  • · увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах;
  • · предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, торговым, культурным и другим возможностям; более широкий выбор места работы;
  • · возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов - энергомощностей, транспортных комплексов и связанного с ними сервиса, информационных коммуникаций, образовательной и инновацинной инфраструктуры;
  • · рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении плюсов проживания в малом и среднем городском пространстве, что позволяет уменьшить миграционный отток населения;
  • · возможность более тесной и эффективной координации стратегий развития;
  • · связь пространственного и экономического развития;
  • · возможность создания «критической массы» для перехода на более инновационные сценарии развития;
  • · большая обоснованность запросов финансирования;
  • · уверенность инвесторов;
  • · более широкие возможности для маркетинга своих территорий.

В то же время для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на:

  • · высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность;
  • · концентрации квалифицированных кадров, возможности ускоренного наращивания человеческого капитала;
  • · возможности установления тесных связей производства с наукой и учебными центрами;
  • · широком выборе финансовых услуг и большей доступности к инвестиционным ресурсам;
  • · максимально эффективном использовании систем производственной и социальной инфраструктуры.

Агломерация позволяет более эффективно структурировать инвестиционные проекты бизнеса и проекты развития территории, которые могут осуществляться на основе концессионных соглашений, как сервисные контракты, выстраиваться по приватизационно-инвестиционной модели или аренде с инвестиционными условиями. Сегодня такие модели могут быть привлекательными для бизнеса, если они обеспечиваются государственной поддержкой, включая предоставление гарантий, минимизирование рисков (риски лицензирования, тарифного регулирования, несогласованности концессионного законодательства с иными отраслями, ликвидации и банкротства муниципальных предприятий и вывода имущества из хозяйственного ведения муниципального образования и многие другие).

При этом сегодня становится выгодно инвестировать в агломерации, так как сразу виден эффект - снижение экономических издержек, расширение рынка труда и сбыта продукции и т.д. Практически любые проекты (от национальных до инфраструктурных и сетевых) реализуются в агломерациях с большим экономическим эффектом. А возможность применения инструментов ГЧП повышает привлекательность проектов.

Агломерация в международной практике всегда использовалась в качестве антикризисного инструмента для:

  • - сглаживания диспропорций в освоенности территории агломерации и укрепление агломерационных связей за счет создания новых производств на новых территориях, что создает более комфортную среду для развития бизнеса, обеспечивает повышение качества жизни;
  • - преодоления ограниченности территориальных ресурсов и возможных направлений во внешней зоне агломерации. Зачастую города не имеют резервов территории для дальнейшего освоения без реорганизации промышленных зон. Закрытие части промышленных предприятий даст возможность для реструктуризации территории под новые возможности рынка (связанные с перенастройкой мировой экономики);
  • - реструктуризации и модернизации градообразующей базы города, развития его «центральных» функций и производств, определяющих научно-технический прогресс. Ключевым проектом является создание делового центра города/агломерации;
  • - улучшения качества окружающей среды в городе за счет уменьшения концентрации промышленных производств, трансформации экономики в сторону постиндустриального экологически безопасного производства;
  • - развития сельскохозяйственного пояса агломерации и «импортозамещения» товарной линейки;
  • - решения проблем жилищного фонда, в т.ч. модернизации зон малоэтажной старой жилой застройки, ветхого/аварийного жилья, создания районов нового типа застройки;
  • - инфраструктурных проектов, транспортных, инженерных, которые становятся ключевыми факторами занятости населения на период кризиса.

Результаты формирования и функционирования агломераций за рубежом

Анализ результатов формирования и функционирования агломераций за рубежом позволяет сделать вывод о том, что этому процессу придается особое значение и выработаны достаточно эффективные в условиях других стран инструменты и механизмы государственной поддержки. Это обусловлено тем, что мировая экономическая система становится все менее устойчивой, а потому усиливается интерес к пространственным закономерностям экономической деятельности и новым механизмам использования пространства. Считается, что агломерации и формирование программно-целевых ТПК обладают значительным инновационным потенциалом. Этот потенциал может быть реализован при создании современных управляющих компаний, основанных на взаимодействии региональных (местных) органов власти и организаций с разными формами собственности, в т.ч. образованных на основе ГЧП.

Результаты формирования агломераций в России и перспективные проблемы

Россия - это «страна городов», которые являются узлами опорного каркаса страны, центрами системы расселения. В нашей стране импульсы к развитию (интеллектуальные, производственные, социальные и т.п.) всегда шли из мест наивысшей концентрации людского материала.

В России имеется 11 городов с населением более 1 млн человек. Из числа российского городского населения свыше 50% живут по существу в агломерациях. В РСФСР (1989) насчитывалось 76 ядер агломерации.

Процесс создания агломераций в России также стал объективным эволюционным процессом городского развития. По мере роста города, нарастания разнообразия осуществляемой им деятельности расширялась зона его влияния на прилегающие территории. Город достигал некоего порога постгородского развития и становился агломерацией. По этому пути, в большинстве случаев, спонтанному, шло формирование многих российских агломераций.

К 2025 году в России останется 11 городов-миллионников, в 10 из них будут проживать от 1 до 5 миллионов жителей, а в Москве - 12-15 млн. человек. По различным оценкам, в России выделяют от 12 до 50 потенциальных городских агломераций. Сами гигантские пространства России нуждаются в агломерациях, так как благодаря им осуществляется эффективное экономическое сжатие территории. К этому вынуждают необходимость стимулирования развития крупных городских агломераций, где возможна реализация коллективных проектов развития, сложная экологическая ситуация и т.д. К этому вынуждает и современная борьба за так называемый «ресурс развития» (человеческий капитал, инновационный капитал, современные социальные и производственные технологии), обеспечивающий устойчивость всей системы обеспечения жизнедеятельности.

В то же время для условий России:

  • - агломерация не является единственным путем развития крупных городов;
  • - агломерацию нельзя создать на пустом месте (нельзя развивать того, чего нет);
  • - агломерация «стягивает» на себя и без того ограниченные ресурсы: финансовые, людские, «обескровливая» периферию;
  • - агломерирование - это сложный процесс, когда его участники должны снять конфликт интересов и поставить общее выше частного (в России есть такая традиция);
  • - агломерация может иметь тяжелые последствия в плане ухудшения экологической ситуации в зонах расселения, если не придать этому процессу управляемый характер;
  • - агломерация может привести к упрощению системы расселения и ее сжатию.

Таким образом, риски формирования агломераций связаны с согласованием интересов и в основном затрагивают:

  • · снижение уровня бюджетной обеспеченности в городе-центре;
  • · усложнение решения социальных и бытовых проблем в «периферийных» городах;
  • · снижение (утрата) статуса локальных элит.

Среди ограничений на пути формирования агломераций в России можно назвать следующие:

  • - отсутствие специального правового регулирования. Законодательство не запрещает, но и не содействует этому процессу. А по отдельным вопросам заставляет изобретать «обходные пути» или действовать на основе коллективного соглашения;
  • - современный градостроительный кодекс вкупе с законом от 06.10.2003года № 131-ФЗ от создает преграды для городского развития: развитие города ограничено городской чертой и любое финансирование, выходящее за пределы города, рассматривается как нецелевое со всеми вытекающими правовыми последствиями;
  • - нет единства терминологии;
  • - отсутствует системный подход государства и стратегии в деле формирования агломераций и роли государства в их поддержке;
  • - нет институциональных условий: отсутствует эффективная, профессиональная инфраструктура поддержки и формирования агломераций как в национальном, так и региональном контекстах;
  • - агломерационная практика в России значительно опережает теорию; это происходит потому, что в стране (и это очень хорошо для формирования агломераций) присутствуют механизмы самоорганизации, используемые на практике вне зависимости от наличия методологической базы, а в силу действия объективных законов и на основе опыта работы и интуиции отдельных руководителей на местах.

Различные современные подходы к управлению социально-экономическими системами, применяемые в России, не обладают достаточной универсальностью, не отличаются единством методологии, что ограничивает их использование на практике. Такое разнообразие инструментов и рекомендаций требует нового осмысления и систематизации для выработки единой методологии управления. Содействие адекватному формированию агломераций как форме модернизации национальной экономики и комплексного инструмента развития должно стать важной государственной задачей на многие десятки лет. Тем более, что подверженность социально-экономических систем процессам самоорганизации позволяет задействовать в управлении ими как внешние, так и внутренние резервы и достигать намеченных целей в соответствии с национальными интересами.

Проблемы крупных российских городов определяются состоянием коммуникаций; жилья; транспорта; экологии; наличием земли для развития (ее отсутствием); правовыми ограничениями; дефицитом (или наличием) финансов для развития.

Сегодня города конкурируют за привлечение бизнеса, предлагая более благоприятные условия. При этом в некоторых из них уже возникают проблемы, связанные с тем, что возможные инвестиции не обеспечиваются имеющимся городским инфраструктурным потенциалом (дефицит энергоснабжения и водоснабжения, недостаток рабочей силы, отсутствие необходимых площадей для производственного и жилищного строительства, неразвитость транспортной сети).

Другой проблемой является оптимизация расселения жителей. Пока оно в значительной степени стихийно, а соответствующие разрозненные меры не приводят к должному результату.

Развитие агломерации связано с исчерпанием возможностей города для размещения производства, инфраструктуры и т.п., и необходимостью его развития на более широкой территориальной базе. Эти вопросы должны решаться комплексно с учетом перспектив развития прилегающих к городу территорий, в формате агломерации.

Другая «острая» проблема: сегодня происходит уменьшение людности средних и малых городов, а значит сокращение их экономического потенциала. Учитывая динамику оттока молодежи, эти города рискуют превратиться в поселения пенсионеров, а их трудовой потенциал будет представлен преимущественно малоквалифицированной рабочей силой. Соответственно, в этих городах сократятся и возможности для размещения современных производств.

Избыточное давление испытывает на себе городская инфраструктура. Города стали задыхаться в пробках, резко обострилась проблема подключения к коммунальным ресурсам новых предприятий и жилых домов, миграционная волна с трудом поддается управлению и т.д. Таким образом, существенным ограничителем для развития областных столиц стала недоразвитость или даже истощенность периферии. Стихийное, варварски дикое высасывание ресурсов из периферии должно уступить место целенаправленному и культурному возвращению ей возможности развития. Поэтому миссия городов по цивилизованному восстановлению и развитию периферии должна приобрести форму «портфеля» самых разнообразных проектов, инициируемых руководством (вернее, элитой) крупных городов и районов совместно с бизнесом при заинтересованном участии представителей региональной и федеральной власти.

В России насчитывается 20 формирующихся агломераций (протоагломераций) с населением 1 млн человек и более, еще 2 пороговые агломерации. Крупные групповые системы расселения (агломерации) отличаются динамичностью экономического развития, высокой концентрацией человеческих, производственных ресурсов, образовательного и научного потенциала, развитой инфраструктурой, обеспечивающей связь с национальным и глобальным рынками. Значение агломераций особенно важно на приграничных территориях, поскольку агломерации являются ключевыми точками геополитического влияния.

Рис. 1. Городские агломерации России


Крупные агломерации, располагаясь на значительной территории, способны организовать экономическую и социальную жизнь на большом пространстве вокруг себя. Предъявляя многократно возросший потребительский спрос к окружающим их территориям, агломерации превращаются в центры освоения и управления экономическим развитием регионов. Востребованность агломераций в России также связана с необходимостью повышения инвестиционной привлекательности территорий, созданием центров притяжения производств и инновационных технологий.

Одной из задач региональной политики в России должно стать повышение емкости региональных рынков и сжатие экономического пространства путем агломерирования территорий. Создание условий для появления и развития высоко урбанизированных территорий представляется приоритетным направлением территориального развития.

Предусмотренное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. качественное изменение структуры экономической деятельности не может происходить в отрыве от целенаправленного преобразования территориальной структуры размещения производительных сил.

Таблица 1

Численность городского населения агломераций России Состав агломераций определен экспертным путем

Название агломерации

Численность населения

Название агломерации

Численность населения

Московская:

города - 81

  • 17,315,765
  • 15,386,703
  • 636,035

Саратовская:

города - 2

  • 1,117,188
  • 1,036,353
  • 33,818

Санкт-Петербургская:

города - 32

  • 6,229,871
  • 5,511,269
  • 170,208

Пермская:

города - 2

  • 1,143,832
  • 1,039,129
  • 4,523

Самарско-Тольяттинская:

города - 11

  • 3,170,141
  • 2,428,871
  • 125,902

Уфимская:

города - 2

  • 1,235,459
  • 1,064,705
  • 22,358

Екатеринбургская:

города - 11

  • 2,053,610
  • 1,914,926
  • 138,684

Красноярская:

города - 3

  • 1,155,477
  • 1,024,412
  • 36,985

Нижегородская:

города - 11

  • 2,097,222
  • 1,892,048
  • 36,106

Новокузнецкая (Кузбасская):

города - 7

  • 1,205,805
  • 1,096,395

Ростовская:

города - 6

  • 2,095,551
  • 1,703,226
  • 10.619

Краснодарская:

города - 3

  • 1,343,964
  • 976,675
  • 69,476

Новосибирская

города - 5

  • 1,997,313
  • 1,616,792
  • 119,323

Иркутская

города - 6

  • 1,081,386
  • 1,024,598
  • 16,447

Волгоградская:

города - 4

  • 1,517,398
  • 1,313,518
  • 102,237

Воронежская:

города - 3

  • 1,174,824
  • 906,206
  • 70,008

Казанская:

города - 5

  • 1,560,459
  • 1,311,748
  • 39,571

Владивостокская:

города - 7

  • 1,199,063
  • 1,102,210
  • 23,116

Челябинская:

города - 4

  • 1,534,763
  • 1,300,246
  • 22,174

города - 2

  • 1,260,889
  • 1.150 ,910
  • 31,203

Общее число городского населения в агломерациях? 44,562,960

Общее число городов в агломерациях - 201

Общее число пгт в агломерациях? 197

Доля агломераций в городском населении России? 42%. За 20 лет только 5 городов-ядер агломераций смогли увеличить свое население (Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Красноярск, Краснодар), еще в трех численность жителей существенно не изменилась (Екатеринбург, Омск, Набережные Челны). Снижение численности населения в 14 городах-ядрах агломерации свидетельствует не столько об общей убыли населения, в том числе городского, сколько о том, что урбанизационные процессы замедлились, стихийное формирование новых агломерационных центров в сложившихся условиях представляется невозможным. Происходит переток трудовых ресурсов, и прежде всего, квалифицированных кадров из городов-ядер в г. Москву. Вместе с тем, очевидно, что статистические данные не отражают реального так называемого «дневного» населения в этих городах, являющихся центрами ежедневной маятниковой миграции.

Комплексный инвестиционный план - эффективный инструмент содействия формированию городских агломераций в современных условиях

Опыт Минрегиона России и более чем 150 муниципальных образований, участвовавших в программе 2009 ?2010 гг. по поддержке монопрофильных муниципальных образований, показал эффективность использования в целях городского развития так называемых «комплексных инвестиционных планов» (КИП). Это обоснованные мероприятия, четкое целеполагание на основе тщательной диагностики, программно-целевой подбор инвестиционных проектов, жесткая мотивация и обязательства сторон, сочетание интересов государства и бизнеса и т.п. Такие КИПы стали механизмом обоснованного и уверенного привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов, и практической модернизации городских экономик, кластерного развития и перехода на программно-целевой метод управления развитием.

Комплексные инвестиционные планы позволяют более успешно и согласованно концентрировать человеческие и материальные ресурсы всех уровней власти и бизнеса для решения задачи и уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечить ожидаемый результат. Это достигается использованием спланированных и взаимоувязанных мер и инвестиционных проектов, объединенных единым замыслом и обязательствами участников.

Опыт разработки таких планов (2009?2010 гг.) указывает на безусловную необходимость устранения определенных противоречий (ограничений), описанных выше и представляющих по существу проблемы, которые можно ликвидировать только с помощью агломераций (отсутствие территории развития, где может реализовываться инвестиционный проект, недостатки инфраструктуры, недостаток трудовых ресурсов, если не привлекать соседние территории и т.п.).

Применение КИП наряду с другими инструментами современной технологии устойчивого социально-экономического развития (стратегия, среднесрочные планы, схема территориального планирования и др.) создаст устойчивые предпосылки наращивания конкурентных преимуществ агломерации. Опыт Минрегиона России в этом деле по сравнению с другими министерствами и ведомствами сегодня является уникальным.

Пути содействия формированию адекватных городских агломераций в России и роль федерального центра

Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Тем не менее, сегодня реализовать крупные межрегиональные инфраструктурные проекты и решать проблемы поддержания единого правового пространства в РФ весьма сложно. Необходимо решать комплекс вопросов административного характера, например, связанных с конфигурацией границ новых регионов и перспективами их объединения, разграничением полномочий и механизмами совместной реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов федерации и т.п. Для этого нужен универсальный алгоритм решения новых нестандартных управленческих задач, таких, как система правил оптимального сочетания целеполагающего и административного управления социально-экономическими системами (экономика региона, градообразующие предприятия, крупные корпорации, региональные инвестиционные программы, государственные структуры, общественные организации и др.).

В рамках государственной системы поддержки формирования агломераций так или иначе придется решать задачи по устранению правовых и иных противоречий, в частности, по созданию избирательного механизма освобождения стоимости реализованного инвестиционного проекта в рамках формирования агломерации от ряда налогов. Например, можно разработать и внедрить механизм возмещения налога на прибыль от средств, вложенных в проект, после его вхождения в эксплуатационную фазу. На уровне региона при соответствующем изменении федерального законодательства можно подобным образом минимизировать для инвесторов суммы уплаченного налога на имущество организаций и налога на землю. Это должно решаться на федеральном уровне через координацию в общей системе государственного устройства. При этом основным требованием должны стать решения, основывающиеся только на интересах целого, а не его частей: развитие агломерации должно осуществляться путем развития всего агломерационного ареала (а не только города как ядра агломерации). Для полномочной федеральной структуры координация такого подхода не будет представлять особой сложности, но будет оправдана с государственной точки зрения и выполнения федеральных приоритетов развития страны и ее территорий.

Закрепление за содействием формированию городских агломераций приоритетного значения и определение ответственного координатора (в силу межведомственности формирующихся в рамках агломерации интересов) вытекает из Стратегии 2020 и пяти задач, выдвинутых президентом России для осуществления модернизации экономики страны.

В рамках работы по новому федеральному приоритету (поддержка формирования городских агломераций) необходимо акцентировать усилия на следующих направлениях:

  • · развитие экономических преимуществ агломераций;
  • · создание правовых основ и эффективной структуры управления агломерациями;
  • · обеспечение прав собственности;
  • · развитие транспорта и получение доходов от транспорта;
  • · обеспечение правильной структуры поселений;
  • · четкое определение роли городских центров в рамках агломерации;
  • · компетенция и полномочия различных институтов;
  • · развитие глобальной и региональной конкуренции.

Особо необходимо выделить направление «управление агломерациями». Для формирования современной агломерации имеются важные предпосылки, оно происходит в порядке естественного хода вещей, чаще всего вне зоны системного воздействия (пока оно не выстроено). Тем не менее, процессы, лежащие в его основе, представляются управляемыми. Это объясняет мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами формирования и развития современных городских агломераций - центров постиндустриальной экономики. Агломерация - это не сумма частей, а единый объект, который не должен формироваться спонтанно. Роль федерального центра - содействовать формированию агломераций с заданными свойствами, помочь определять такие их параметры, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей, задать правовые рамки, обеспечивающие политическую стабильность, охрану прав собственника, создавать равные условия ведения бизнеса, пресекая нечестную конкуренцию и т.п.

Поэтому проблема городских агломераций, особенно в российских условиях? не столько экономическая проблема подтягивания государством определенных ресурсов. Это прежде всего проблема реализации внятной социальной политики, системно осуществляемой на корпоративном и региональном уровнях.


Единого определения городской агломерации в мире нет. ООН понимает под этим «компактную территорию, где проживает минимум 100 тыс. человек, имеется хотя бы один город с населением не менее 50 тыс. человек и тяготеющие к этому городу административные единицы». В России, как и в отношении городских поселений, принята более расширительная трактовка.

Экономическими базами формирования городских агломераций, как правило, являются компактные локальные территориально-промышленные комплексы и их развитие экономически целесообразно. С их помощью территориальное устройство становится более рациональным. Идет переход от «точечной» урбанистической концентрации к ареальной ее форме и происходит усиление узлов опорного каркаса. В условиях России с ее большими просторами, суровыми условиями и относительно небольшой концентрацией населения в ряде регионов такое решение особенно актуально. Поэтому рост агломераций в России имеют особое значение. В нашей стране с громадными пространствами важно замкнуть по возможности большую часть связей в пределах ограниченных по размерам ареалов, перевести их в разряд локальных, что сократит затраты средств и времени на перемещение грузов, людей, информации. Организуя основные связи на главных направлениях, в полимагистральных коридорах, хозяйство имеет возможность достичь значительного экономического эффекта.

Формирование агломераций в России связано с сформированием железнодорожной сети когда наиболее значительные города стали крупными транспортными узлами. Возникли транспортные связи города и его окружения. На более дешевых землях близ города оседали крупные предприятия и оживилось дачное строительство. Наряду с прежними отраслями легкой промышленности, традиционно занимавшими первое место в пригороде, активное участие приняли и отрасли тяжелой промышленности. Под Москвой, например, были построены заводы - вагоностроительный в Мытищах (ныне вагоны метро), сельскохозяйственных машин - в Люберцах, швейных машин - в Подольске (ЗАО Зингер).

С ростом концентрации населения стало крайне необходимо развитие вблизи крупных городов объектов коммунального хозяйства - водопроводных станций, станций аэрации, а также транспортных объектов - сортировочных железнодорожных станций, а впоследствии аэропортов. Таким образом, с самого начала агломерирование было результатом наложения друг на друга нескольких процессов.

Новый толчок к развитию масштабов агломераций, дала индустриализация. Пригородные зоны стали активнее осваиваться крупной промышленностью. А некоторые новые города возникли на базе крупных предприятий. Так в устье р. Северная Двина появился Северодвинск с населением 227,6 тыс. человек (2002) - центр подводного атомного судостроения (АО «Северное машпредприятие»). В 25 км. от Нижнего Новгорода вырос г. Дзержинск с населением 274,6 тыс. человек (2001). - крупнейший центр химической промышленности, связанный с ВПК. В 32 км к юго-востоку от Москвы основан как дачный поселок Отдых, который в последствии становится, - центром Российской авиационной науки - г. Жуковский с населением около 100 тыс. человек (2001) и мн. др.

Шло активное превращение в города бывших дачных или небольших фабричных поселков. Создавались предпосылки для перемен в расселении. Возникали города-спутники, тесно связанные с экономическим центром. Ранее такого не было, уездные центры, располагаясь в отдалении, друг от друга и были экономически разрознены.

В агломерациях довольно быстро проявились и отрицательные стороны в виде неупорядоченности застройки, несогласованности развития соседних городов, ухудшения экологической обстановки. Агломерации даже рассматривали как результат стихийного, неупорядоченного развития и нарушение, упорядоченного расселения, своего рода болезнь расселения, что затушевывало присущие им прогрессивные свойства.

Следующий этап развития агломераций начался в послевоенное время. Этот процесс достиг высоких темпов, став характерной чертой развития расселения того времени. Примерно треть новых городов, возникших в рамках СССР, обосновалась в окружении крупных городов. Крупные центры, испытывая потребность в городах-спутниках и создавая условия для их возникновения, становились ядрами городских агломераций. С 1959-1989 гг. число агломераций увеличилось с 26 до 49. Доля населения, проживающего в них, постоянно возрастала, и в 1989 г. она уже была около половины всего населения страны. Изменился характер и сельского расселения. Россия постепенно стала превращаться в страну пригородного сельского расселения. Этот процесс усиливается и в связи с отсутствием качественных дорог.

Благодаря росту скоростей пригородных поездов и улучшению организации сообщений при тех же затратах времени радиус зоны, расселения увеличивался в результате росла дальность приемлемых по затратам времени поездок. В современной России уже более 80% горожан проживают или непосредственно связаны с городскими агломерациями.

Идет и усложнение структуры агломераций. Они часто представляют собой сложные конгломераты поселений, иногда сросшихся своими окраинами, отличаются чересполосицей территорий разного функционального назначения и сложной, не всегда рациональной инфраструктурой и часто экологическим неблагополучием.

По своей структуре городские агломерации можно разделить на моно- и полицентрические. Отличительной чертой первых является резкое преобладание в них численности населения, и функциональной социально-экономической роли города-центра. В полицентрических - (Самарская, Кузбасская и др.) этого не наблюдается.

В России преобладают моноцентрические агломерации, вокруг городов-миллионеров. Так Московская, включающая в свой состав более 70 городских поселений с общей численностью населения около 13 млн. человек см. (табл. 8.4.).

Таблица 8.4.

Крупнейшие городские агломерации России (по Гладкий и др., 1999)??

Процесс агломерирования городских поселений в России более молод, чем в большинстве экономически развитых стран. Поэтому далеко не всегда успела сложиться достаточно развитая система городов-спутников. Наглядно это прослеживается на примере молодых агломераций восточных районов - Омской, Новосибирской и Красноярской.

В послевоенное время в России, как и в целом в СССР, численность населения городов-ядер и зон спутников росли относительно равномерно. Что отличалось от США, где пригороды росли опережающими темпами с явно недостаточным развитием инфраструктуры пригородных зон.

В процессе разрастания агломераций они поселения накладываются периферийными частями на соседние. Возникают зоны одновременно входящие в обе агломерации. Появляется сложное надагломерационное образование. Так Московская агломерация соединилась с Калужской, Тверской, Рязанской и Тульской. Подобные образования начинают образовываться на Урале и в Кузбассе.

В зоне влияния агломераций происходит рост численности сельского населения. В то время как вне их происходит отток населения из сельской местности.

Что такое агломерация и почему это понятие встречается все чаще? Данный термин имеет определение как групповые формы городского расселения, которые связаны с историческим разрастанием городов и ростом населения.

Агломерации – это системы поселений, размещающихся рядом и связанных между собой постоянными трудовыми, организационными или хозяйственными связями. Центром городской агломерации является ядро. Что это такое? Обычно это крупнейший населенный пункт на рассматриваемой территории.

Вконтакте

Общие понятия

Экономическая литература определяет данную форму заселения территории как концентрацию промышленных предприятий, а география – как систему поселений, поэтому их делят на:

  • городские;
  • промышленные.

Такая система поселений выводит производительность труда на новый уровень, обеспечивает людей разнообразными и качественными услугами и повышает конкурентоспособность национальной экономики, что ведет к росту благосостояния населения.

Промышленная агломерация сосредотачивает в себе также множество предприятий , и является важной частью экономики государства.

Формируется подобное поселение на основе , возникающего между различными городками и поселками, и крепко связывающего их торговыми связями. Изначально все функции рынка сосредоточены в центре городской агломерации , и лишь со временем перемещаются в периферийные города. В окружающих большой центр населенных пунктах, создаются объекты производства, обеспечивающие необходимыми вещами центр, и на этой основе возникает единая рыночная система.

Исторические данные

Процесс урбанизации шел достаточно давно, но только за последние 100 лет начал стремительно развиваться. Еще на начало 19 века городские жители составляли 13 % от общего населения страны, а к началу 20 века их количество выросло до 50 %. Урбанизация продолжается и сегодня, однако агломерации были и в древности: в Риме, Афинах, Вавилоне. В Европе их появление замечено только в 17 веке, например, вокруг Парижа, а в Северной Америке — лишь в 19 веке.

Данный термин придумал географ М. Руже, который утверждал, что агломерация – это вовлечение ближайших поселков в несельскохозяйственную работу за пределами их границ. Несмотря на то, что сегодня существует множество определений данного термина, главным принципом его остается процесс расширения и увеличения города.

Критерии определения

Повсеместный процесс урбанизации создал достаточно большое количество развитых больших городов, количество жителей в которых превышает несколько миллионов. Является ли каждый такой город агломерацией? Да, если соблюдаются следующие пункты:

  • от 100000 чел. на 1 квадратный метр;
  • менее 20 км неиспользованной территории между центром и периферией;
  • от 5 и более поглощенных спутников;
  • высокая интенсивность движения населения с окраин в центр и обратно;
  • общая инфраструктура;
  • логистическая сеть;
  • высокий процент людей, занятых промышленными работами.

На основе таких формирований можно подробно рассмотреть концентрацию промышленности в определенных районах и отследить миграцию работоспособного населения.

Процесс урбанизации

Городские агломерации

Такую форму поселений можно подразделить на типы:

  • моноцентрические – формирующиеся в области большого города (Нью-Йорк, Париж);
  • полицентрические (конурбация) – с несколькими центрами, т.е. те, которые формируются вокруг нескольких городов сразу (Рурский бассейн).

Моноцентрические агломерации в количественном плане преобладают над полицентрическими , поскольку крупный город легче «обрастает» спутниковыми поселками и формирует крепкие логистические и промышленные связи. Рост центрального города сопровождается поглощением поселков в его округе и определением направления для их развития.

Полицентрическая агломерация встречается гораздо реже, поскольку включает сразу несколько городов-ядер. Рурский бассейн, к примеру, сосредотачивает в себе независимые субъекты (Дортмунд, Эссен) со своими спутниками. Полицентрическая агломерация включает в себя полностью самостоятельные ядра, объединенные лишь единой территорией.

Структура и развитие

Крупнейшие городские агломерации исторически сформировались на базе древних столиц , чей возраст превышает сотню лет. Исключение составляют населенные пункты в Америке, которые заранее строились, как крупные населенные и промышленные центры.

Городская агломерация структурирована в пределах города (границы его условны) и разделяется на участки:

  1. Центр (исторический район) с высокой посещаемостью. Здесь располагаются памятники архитектуры и истории, городская ратуша.
  2. Деловой центр, который кольцом окружает центр – здесь находятся офисные здания, множество мест общественного питания и торговые центры.
  3. Жилая зона (возможно старые застройки), которая преобразуется в деловые кварталы — высокая стоимость земли под старыми постройками становится причиной их сноса или модернизации в офисные и прочие здания.
  4. Массовая застройка – это спальные районы и промышленные зоны. Тут располагаются места социальной значимости (больницы, детские сады, школы и пр.).
  5. Пригород – здесь часто располагаются зеленые и промышленные зоны, начинаются поселки-спутники.

Как происходит формирование городской структуры? В несколько этапов:

  1. Индустриальный – начинает формироваться промышленная связь между центром и округами. Пока отсутствуют торговые связи и общая территория.
  2. Трансформационный – создается единый рынок, начинаются и увеличиваются маятниковые миграции.
  3. Динамичный – производство переносится на дальние участки спутников, формируется устойчивая логистическая связь. Слияние ядра и периферии ускоряется. Возникает единая инфраструктура.
  4. Постиндустриальный — процессы слияния заканчиваются. Связи упрочняются и начинается процесс формирования единой деятельности, с одновременным повышением статуса.

Процесс развития и структура не зависит от территориального расположения формирований.

Важно! Функциональное соединение ряда городских агломераций приводит к формированию мегалополиса.

Формирование городской структуры

Агломерации России

Отдельные государства отличаются по типу формирований подобных поселений из-за различных исторических процессов. В России они формировались исключительно по индустриальному типу. Во время СССР использовалась стратегия плановой экономики, которая и подразумевала индустриальную основу для всех процессов урбанизации, но с принятием парадигмы возникли определенные , поэтому сейчас рост и развитие агломераций требует активного участия государства.

Важно! В России такие формы заселения территории нуждаются в полной модернизации, восстановительных работах и перемещении промышленных баз.

В России существует 22 крупнейшие городские агломерации, сформировавшиеся по моноцентрическому типу. Если располагать их по численности населения, получится такой список:

  • Московская;
  • Санкт-Петербургская;
  • Ростовская;
  • Самарско-Тольяттинская;
  • Нижегородская;
  • Новосибирская;
  • Екатеринбургская;
  • Казанская;
  • Челябинская;
  • Волгоградская.

Агломерации России находятся еще на индустриальном уровне, и все еще развиваются, поскольку их обеспеченность трудовыми ресурсами это позволяет. Для них характерно слияние на основе ресурсов или интересов промышленности, а не только из-за наличия крупных городов.

Екатеринбургская агломерация

Крупные агломерации мира

В мире насчитывается огромное количество крупных агломераций, но самыми большими считаются следующие 10:

  • Токио-Иокогама — 37,5 млн чел. и 8677 квадратных метров;
  • Джакарта – 19,2 млн чел. и 7297 квадратных метров;
  • Дели – 18,9 млн чел. и 1425 квадратных метров;
  • Сеул-Инчхон – 22,7 млн чел. и 1943 квадратных метра;
  • Манила – 20,7 млн чел. и 4863 квадратных метра;
  • Шанхай – 18,6 млн чел. и 7037 квадратных метров;
  • Карачи – 18 млн чел. и 3530 квадратных метров;
  • Нью-Йорк – 23,3 млн чел. и 11 264 квадратных метра;
  • Мехико – 23,6 млн чел. и 7346 квадратных метров;
  • Сан-Паулу – 20,8 млн чел. и 7944 квадратных метра.

Внимание! В десятке самых крупных агломераций мира проживают более 230 миллионов людей!

На территории Европы отличным примером может стать Миланская агломерация с населением более 5 млн чел. и площадью в 1 982 км². Многие мировые агломерации по площади и численности населения превосходят некоторые страны.

Крупнейшие агломерации мира

Плюсы и минусы подобных форм поселений

Как и любое современное явление, городская агломерация имеет свои преимущества и недостатки. К первым относятся:

  • увеличение рабочих мест;
  • рост благосостояния населения;
  • сокращение транспортных путей между промышленными объектами;
  • культурный рост населения;
  • развитие рыночных отношений;
  • упрощение логистических связей;
  • ускорение всех экономических процессов на территории.

Недостатки агломераций заключаются в:

  • большой растянутости коммуникаций;
  • снижение комфорта граждан за счет перегрузок ЖКХ;
  • затруднениях в транспортных и логистических системах (пробки, долгие транспортировки грузов);
  • упадок сельскохозяйственной промышленности;
  • загрязнение окружающей среды;
  • миграции из отдаленных городов, что приводит к проблеме трудоустройства;
  • сложности в управлении.

Самые большие населённые городские агломерации. Самые большие города.

Юрий КРУПНОВ — Агломерация и Урбанизация — Как выжить людям в городе?

Вывод

Формирование агломераций – это неизбежные урбанистические процессы, которые имеют свои преимущества и недостатки. В рамках агломераций можно реализовывать массу инвестиционных проектов, которые помогут повысить эффективность производства, создать новые рабочие места и увеличить конкурентоспособность рынков сбыта и услуг.