Оскар нимейер работы. Оскар Нимейер — мастер железобетонных кривых


О́скар Рибе́йру ди Алме́йда ди Ниме́йер Соа́рис Фи́лью реализовал свой первый проект (детские ясли в Рио-де-Жанейро) в 1937 году, в свои неполные 30 лет. Последним проектом, реализованным при жизни архитектора, стала телевизионная башня в Бразилиа, открытая в 2012 г.

Нимейер работал постоянно и неустанно. На его рабочем столе остался лежать проект здания ресторана в Рио-де-Жанейро, над которым 104-летний зодчий трудился в последние дни жизни.

Творец жив в своих творениях. А это значит, что более 400 зданий, построенных этим фантастическим архитектором в 18 странах мира, продолжают жизнь своего Творца. В настоящий момент по его проекту заканчивается строительство музея Пеле в городе Сантос. А сколько еще готовых, но пока нереализованных проектов увидят жизнь благодаря коллегам и ученикам Нимейера, смогут рассказать наши потомки.

«Нет архитектуры древней и современной. Есть хорошая или плохая»

«Главное в архитектуре - чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею…»

«Я всю свою жизнь любил смотреть на облака, ожидая откровения в их постоянно меняющихся формах»

«…прямые линии и углы делят и разделяют пространство, а я всегда любил изгибы, которые являются сутью окружающей нас природы»

«Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака, тело любимой женщины»

«Только бетон позволяет мне управлять изгибами такого широкого размаха… бетон обеспечивает непрерывную модуляцию пространства»

1. Дом Каноас (Casa das Canoas) – Рио-де-Жанейро, Бразилия. 1954

Чертежи и фотографии этого дома, построенного Нимейром для своей семьи, вошли в международные справочники по архитектуре, как яркий пример слияния здания с окружающей природой. Здесь нет четких границ и углов, конструкция дома адаптирована к неровностям земной поверхности. Одна из стен дома возведена над огромным камнем, пролежавшим тысячелетия на этом месте. Часть этого камня находится во дворе, а другая создает оригинальный интерьер гостиной.

2. Национальный Конгресс – Бразилиа, Бразилия. 1958

Это самое известное здание Оскара Нимейера находится на центральной оси столицы Бразилии. Оно по праву считается главной архитектурной доминантой города.

Здание вписано в окружающий рельеф и соединено с административными корпусами подземными переходами. За зданием Конгресса находится площадь Трех Властей, где проходят торжественные парады и встречи официальных гостей.

3. Дворец рассвета (Palácio da Alvorada) – Бразилиа, Бразилия. 1958

Это трехэтажное здание общей площадью 7000 м², расположенное на полуострове водохранилища Параноа, является официальной резиденцией президента Бразилии.

Медицинский центр, зал для конференций, бассейн, несколько обеденных залов, музыкальная комната и библиотека…

Первый этаж дворца предназначен для официальных приемов; на втором этаже размещены помещения для личного пользования президента и его семьи.


4. Резиденция Копан (Résidence Edifício Copan) - Сан-Пауло, Бразилия.1966

Огромное волнистое здание, напоминающее развивающийся флаг, это – самый большой жилой комплекс в Латинской Америке.

В принципе, это один дом. Но дом настолько большой, что у него есть даже свой почтовый индекс. На площади в 6006 м², под крышей 38-этажного Копана, разместилось шесть жилых блоков, в которых проживает около 5 тысяч человек, и торговый центр.

5. Кафедральный собор (Catedral de Brasília) – Бразилиа, Бразилия. 1970

Именно за проект этого собора Нимейер получил Притцкеровскую премию "за лучшее сооружение в стиле модернизма".

Шестнадцать гиперболоидных колонн католического собора Пресвятой Девы Марии символизируют 8 пар рук, воздетых к небу.

Чтобы попасть внутрь собора, необходимо спуститься на несколько метров под землю. Пройдя по темному коридору, как сквозь темноту собственных грехов, посетитель попадает в светлое, яркое, сказочное пространство. Свет с потолка и сквозь витражи, расположенные между 16 колоннами, дает ощущение бесконечного райского счастья.

6. Культурный центр Вулкан – Гавр, Франция. 1982

Культурный центр Вулкан - одна из достопримечательностей города Гавра. Он состоит из двух блоков, которые называют соответственно «Большой вулкан» и «Малый вулкан». В Большом находятся театр на 1200 мест и 350-местный кинотеатр. В Малом – несколько различных залов от 60 до 500 мест.

7. Музей современного искусства – Нитерой, Бразилия. 1996

По мнению архитектора, это его самый грандиозный проект.

Здесь грандиозно все: необычный внешний вид здания, который все единодушно окрестили «космическим кораблем инопланетян»; расположение залов экспозиций по спирали; и завораживающий вид, который открывается со смотровой площадки. Этот вид на Рио-де-Жанейро с огромной скульптурой Христа, с океаном и пляжами, зачастую отвлекает посетителей музея от самих экспозиций.

8. Музей Оскара Нимеера - Куритиба, Бразилия. 2002

Музей видеоарта, архитектуры и дизайна занимает площадь в 19 000 м². Здание музея, высотой 16 м с трехэтажным куполом диаметром 50 м, установлено в центре искусственного водоема на бетонном постаменте.

Из множества прозвищ, за этим зданием закрепилось два: «Всевидящее око» и «глаз Оскара». Днем «глаз» из зеркального стекла отражает небо, а ночью светится изнутри.

9. Концертный зал Ибирапуэра (Auditório Ibirapuera) - Сан-Пауло, Бразилия. 2005

Публика единодушно решила, что почти столетний архитектор Оскар Нимейер таким образом «показал язык всему миру». И действительно, ярко-красный козырек над входом в концертный зал напоминает длинный язык.

Одной из особенностей конструкции здания является возможность опускать заднюю стену. Таким образом, зрители имеют возможность смотреть представления, находясь под открытым небом.

10. Башня Цифрового Телевидения – Бразилиа. 2012

Строительство телевизионной башни было закончено в 2010 году, к 50-летию города Бразилиа, но торжественное открытие состоялось только 2 года спустя, 21 апреля 2012.

Общая высота башни – 180 м. 60-метровая верхушка – это, собственно, металлическая телевизионная антенна.

120-метровое основание башни с двумя ответвлениями, заканчивающимися стеклянными куполами, Нимейер назвал «Цветок Серрадо». В верхнем «цветке», в 80 метрах от поверхности земли, планируется открыть ресторан, а нижний «цветок» будет использоваться в качестве художественной галереи.

При упоминании Бразилии в уме возникают образы бесконечных пляжей, танцовщиц и накала страстей на футбольном поле. В списке символов этой страны едва ли найдется место архитектуре. Тогда как она поражает своей смелостью, чувственностью и тропическим характером

Статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро

Первое, что замечаешь в Бразилии, - набожность людей. «Если Бог захочет», «иди с Богом», «с Божьей помощью» - постоянно слышится в речи бразильцев. Даже столетие независимости страны они решили отметить не чем иным, как воздвижением статуи Христа Искупителя в тогдашней столице Рио-де-Жанейро. Собранных с населения денег хватило на создание 38-метрового монумента , который водрузили на самой высокой точке в округе - горе Корковаду , чтобы каждый видел, на что пошли его средства. Постепенно статуя стала символом города и местом притяжения туристов со всего мира. Люди стремятся к Христу Искупителю не только из-за красивого вида на Рио, но и из-за приписываемой этому месту энергетики. Такой обладают старый Иерусалим, Петра и Мачу-Пикчу. Со смотровой площадки у статуи не хочется уходить - и в этом главный секрет ее грандиозности.

Храм пророка Боско в Бразилиа

Красивые истории - страсть бразильцев. Сон в летнюю ночь 1883 года отца-настоятеля Боско стал предлогом для переноса столицы из Рио-де-Жанейро в пустыню в сердце страны. Монаху приснилось, что между 15 и 20 параллелями Южного полушария появится город, который станет местом рождения новой цивилизации . Полвека спустя президент Кубичек вспомнил об этом сне и решил войти в историю как первый в мире человек, построивший идеальный город - Бразилиа .

В основе города лежит сон. Чтобы показать это, архитектор Клаудио Навес решил построить храм, где в любое время дня - ночь . Потому стены собора, названного в честь провидца, сделаны из муранского стекла 12 оттенков синего цвета . В середине храма под потолком висит люстра из 7400 кристаллов . Она символизирует свет, который дает миру вера в Бога. В течение дня в храме только естественное освещение, а когда краски сгущается, помещение наполняется сиянием трехтонной люстры.

В соборе нет алтаря в привычном понимании, а о пророке Боско напоминают лишь рельеф на медных дверях и небольшая статуя. Эффект волшебства достигается с помощью света и тишины, о которой даже не приходится просить гостей этого храма.

Музей Оскара Нимейера в Куритибе

Когда у знаменитого бразильского архитектора Оскара Нимейера наступал творческий кризис, он гулял по пляжу Копакабана, разглядывал девушек и крутые изгибы холмов. Все самые красивые линии уже созданы природой, и ему нужно было лишь повторить их в своих творениях. Именно он создал музей в форме глаза, церковь-шатер и здание конгресса с двумя тарелками на крыше, но самое главное - вдохновил других архитекторов строить здания, которые никого не оставляют равнодушным. MON - музей Оскара Нимейера - находится в городе Куритиба , на юге страны. Это самая большая и самая узнаваемая выставочная площадка Латинской Америки . Все потому, что один из павильонов выполнен в форме огромного глаза, который возвышается над искусственным озером.

В «глаз» можно попасть через соседний павильон, где также находится двор скульптур, выставочные залы, кафетерий и магазин с сувенирами. Как это часто бывает в творениях Нимейера, вход и выход в этом музее не совпадают . Посетители покидают последний павильон-глаз по лентообразному спуску и почти все возвращаются в зал, посвященный архитектору и вдохновлявшим его изгибам.

Кафедральный собор в Бразилиа

Изогнутые бумерангами колонны кафедрального собора символизируют воздетые к небу руки. Пространство между колоннами заполняют витражи , благодаря которым помещение церкви залито солнечным светом. Оскар Нимейер считал, что солнечный свет в храме лучше свечей и лампад. Чтобы показать всю прелесть такого освещения, архитектор делает вход в храм через подземный туннель. После него наполненный сиянием зал заставляет зажмуриться.

Парящие под потолком алюминиевые ангелы , стеклянное яйцо над алтарем как символ начала всего сущего, пол, плавно переходящий в стены, - кажется, что находишься на небе, хотя на самом деле под землей. Почему-то атеисту Оскару Нимейеру церкви удавались особенно хорошо. За этот проект он получил Притцкеровскую премию - архитектурного «Оскара», а также долгое неприятие священников и отказ служить в непонятной им церкви.

Подъемник Ласерда в Салвадоре

Африканское сердце Бразилии, бывшая столица и рынок рабов, когда-то было разделено крутой скалой на два города: нижний и верхний. Говорят, до появления подъемника Ласерда парни из нижнего города старались не влюбляться в девушек из верхнего, потому что подъем на ручном иезуитском лифте стоил слишком дорого.

В 1873 году механический подъемник соединил два Салвадора , и город зажил новой жизнью. Это сооружение инженера Ласерда настолько любимо горожанами, что считается центром штата Баия , символом Салвадора и появляется на каждом третьем граффити.

Подъемник высотой 72 метра за символическую плату ежедневно перевозит порядка тридцати тысяч пассажиров. Путь из нижнего города в верхний длится полминуты, за которые можно успеть перекинуться парой слов с лифтером в белой рубашке. Уже наверху, проходя через стеклянный коридор, особенно приятно полюбоваться бухтой и портовой суетой в нижней части города.

Президентский дворец в Бразилиа

Этот дворец построили за невероятный срок - всего полтора года , потому что президент Кубичек спешил перенести президентский офис из Рио-де-Жанейро в новую столицу. Сжатые сроки строительства не помешали дворцу стать лучшим в мире образцом модернистской архитектуры .

Впрочем, дворец больше напоминает офис компьютерной компании: четырехэтажный стеклянный кубоид поддерживают белые колонны, по словам архитектора, словно «перья, опускающиеся на землю». Открытое прозрачное здание - символ доступной и близкой к людям власти. Вокруг кабинета президента нет ни высоких заборов, ни сотни охранников по периметру. Лишь искусственное озеро с красным рыбами, а позади - лес.

Фонд Ибер Камарго в Порту-Алегри

Основанный вдовой художника фонд расположен в причудливом здании на берегу озера Гуаиба , в отдалении от центра Порту-Алегри. Проект музея, созданный португальским архитектором Альваро Сиза, получил «Золотого льва» на архитектурной биеннале в Венеции и специальный приз на Миланской выставке.

В этом здании спираль коридоров задает направление движению гостей , поднимая их из зала в зал - и так до самой крыши. Посетители следуют изгибам стен и коридоров. Без вывесок, указателей и экскурсоводов. Эффект полного единения человека с пространством - таков след, оставленный на земле ковбоев гаучо одним из самых важных в мире архитекторов.

Национальный конгресс в Бразилиа

Пожалуй, самое необычное здание правительства в мире . «Я хотел найти решение, которое вызывает удивление, эффект сюрприза, чтобы, наблюдая снаружи, у человека возникло желание узнать, как здание выглядит изнутри» , - так описывал свою задумку Оскар Нимейер. Архитектор не изменяет своему стилю: здесь также имеется искусственное озеро и необычный вход - каменный язык . «Голубой зал» для заседаний сенаторов находится под перевернутой тарелкой, которая, по словам Нимейера, символизирует работу мысли. «Зеленый зал» для депутатов расположен под другой тарелкой, означающей открытость всем идеологиям. В башнях - телевизионные студии прямого вещания и кабинеты чиновников с лучшим видом на город.

Собор Святого Себастьяна в Рио-де-Жанейро

Неподалеку от исторического центра Рио стоит гигантская серая пирамида , напоминающая вавилонскую башню с картины Брейгеля. Колокольня рядом похожа на нефтяную вышку. Это кафедральный собор Рио-де-Жанейро . Но тот, кто об этом не знает, скорее всего, пройдет мимо.

Модернистские церкви не манят сиянием луковичных куполов и стремящимися к небу шпилями. Собор Святого Себастьяна, покровителя города, снаружи привлекает внимание лишь формой и размером. Зато внутри благодаря четырем огромным витражам создан эффект неземного пространства, из-за которого хочется украсть время у других достопримечательностей и провести его здесь.

В отличие от Нимейера, архитектор Эдгар Фонсека оставляет церкви привычный полумрак. Редкие солнечные лучи проникают через разноцветные витражи и застывают в причудливых узорах на лицах прихожан, которые сидят на удобных деревянных лавках и наслаждаются прохладой, столь ценной в городе вечного лета.

Дворец правосудия в Бразилиа

Успокаивающий звук водопадов , озеро с японскими карпами и сад во внутреннем дворе - для работников министерства юстиции Оскар Нимейер создал атмосферу абсолютного дзена. Падающая со стен вода символизирует силу правосудия , озеро с зелеными островками - спокойствие , а намек на готический стиль - консерватизм . Попасть внутрь Дворца правосудия случайному путешественнику не так-то просто. Но каменный остров бразильской юстиции, дрейфующий на спокойных водах экономической стабильности, - один из редких проектов Нимейра, который особенно красив именно издалека.

Оскар Нимейер родился в Рио-де-Жанейро 15 декабря 1907 г. Это событие произошло на улице, которая была названа спустя некоторое время именем его деда Рибейру ди Алмейды. Этот человек был министром бразильского Федерального верховного суда.

Юность архитектора

Как вспоминал Оскар, в юности он вел богемную жизнь. Будущий архитектор Оскар Нимейер женился, едва окончив школу. Сначала он работал в типографии, а затем, в 1930 году, начал обучение в Национальной школе изящных искусств, находившейся в Рио-де-Жанейро. Оскар выбрал для себя архитектурный факультет. Через 4 года Нимейер завершил обучение. Он отправился работать в проектную мастерскую Лусио Косты, бывшего своего преподавателя. Лусио является основоположником бразильской архитектуры в стиле модерн.

Сотрудничество с Шарлем де Корбюзье

Сначала Оскар работал бесплатно. В мастерской он познакомился с одним человеком, который сильно повлиял на его творчество. Речь идет о Шарле ле Корбюзье, французском архитекторе. Он был консультантом для молодых мастеров, работавших над проектом здания министерства здравоохранения и просвещения в Рио-де-Жанейро. Этот человек сразу отметил талант Оскара. Он поручил ему руководство проектом.

Нимейер, благодаря этой работе, получил славу зодчего, не боящегося экспериментов. Ему удалось виртуозно сочетать весьма неожиданные формы и линии с функциональным назначением деталей и материалом, из которых они изготовлены. Впоследствии эти черты станут фирменным знаком творений Нимейера, которые проявятся практически в каждом из 600 проектов, выполненных им в разных странах.

Павильон Бразилии и комплекс Пампулья

Имя зодчего в 1939 году стало известно уже за пределами страны. Нимейер, совместно с Лусио Костой, спроектировал павильон Бразилии, представленный в Нью-Йорке на Всемирной выставке. В начале 1940 годов архитектор получил новый крупный заказ. Жуселин Кубичек, впоследствии ставший президентом страны, а в то время бывший префектом крупного города Белу-Оризонти (Бразилия), поручил ему возвести комплекс сооружений на берегу оз. Пампулья. Здесь должен был быть яхт-клуб и теннисный клуб, церковь, зал танцев, музей. После завершения проекта Пампулья стала чуть ли не самой главной достопримечательностью страны. Ее сразу же стали называть бразильской архитектурной жемчужиной.

Проект комплекса зданий ООН

Оскар Нимейер стал настоящей знаменитостью. В 1947 году он был членом группы архитекторов, работавших над комплексом зданий ООН в Нью-Йорке. Нимейер был самым молодым среди них. Возглавлял группу американский архитектор Уоллес Гаррисон. Авторы стремились к тому, чтобы их работа имела символическое, философское значение. Нимейер разработал концепцию "Мастерской мира". Она понравилась коллегам, проект утвердили, однако по ряду причин осуществить его так и не удалось.

Дача Каноас

У зодчего-экспериментатора было множество идей. В частности, на весь мир прославилось еще одно его необычное творение - дача Каноас. Он построил ее в пригороде Рио-де-Жанейро в 1953 году. Сегодня этот пригород является престижным районом Сан-Конраду. Как утверждают специалисты, использованные при возведении этой дачи решения до сих пор остаются свежими, хотя прошло уже более 50 лет. Дом буквально встроен в окружающую его среду. Взять, к примеру, огромный валун, который при строительстве был оставлен там, где он пролежал, возможно, тысячелетия. Архитектор решил воздвигнуть стену дома прямо над ним. В итоге получилось, что часть огромного камня находится вне дома, а другая часть - внутри. Это придает строгому интерьеру здания фантастическую оригинальность.

Однако эта работа была лишь увертюрой к делу жизни великого зодчего, которым стал город Бразилиа, новая столица государства.

Проектирование бразильской столицы

Еще в 19 веке появилась идея перенести бразильскую столицу, которой являлся в то время Рио-де-Жанейро. Тогда эту идею аргументировали тем, что Рио, расположенный на берегу Атлантики, в случае нападения подвергается большему риску, чем город, находящийся в глубине страны. Тем не менее считается, что главная причина переноса бразильской столицы - необходимость развивать центр страны, малонаселенный в то время.

В 1957 году эту ответственную и почетную задачу Жуселин Кубичек, теперь уже поручил решить Оскару Нимейеру и Лусио Косте. Последнему принадлежит общий план застройки города, а Оскару - проекты основной массы жилых комплексов и зданий. Как утверждают специалисты, работа этих архитекторов стала самым известным градостроительным экспериментом того времени. Практически на пустом месте через 3 года вырос город, который сразу стал одним из самых впечатляющих населенных пунктов планеты. До сих пор не появилось равных ему на земле. Дата официального открытия - 21 апреля 1960 г.

Основные здания бразильской столицы

Сначала город был рассчитан на проживание в нем 800 тыс. жителей, однако сейчас их насчитывается более 2,1 млн. Как говорят бразильцы, их столица по своей форме напоминает самолет. Если подняться на телевизионную башню, расположенную в центре города, вы увидите "летящий лайнер", который состоит из невиданных прежде улиц, площадей, парков и зданий. В центре - треугольная площадь Трех властей. По углам ее находятся 3 здания: Дворец президента, Верховный суд и Национальный конгресс. Это "кабина самолета". "Крылья" его - жилые кварталы, которые так и называются - "южное" и "северное" крыло. Оставшаяся часть столицы также имеет четкое разграничение на сектора - бизнес-сектор, гостиничный, посольский, зоны развлечений.

Ошеломляет буквально каждое здание, которое спроектировал Оскар Нимейер. Достопримечательности эти поражают нас неожиданными формами, дерзкими линиями, непривычными контурами. К примеру, у подножия башен-близнецов Национального конгресса, каждая из которых имеет 28 этажей, раскинулась обширная платформа. На ней расположены 2 громадные чаши - корпусы палаты представителей и сената (на фото выше). Первая из этих чаш перевернута и являет собой широкий купол, а вторая расширяется к небу.

Национальный театр, выполненный в виде пирамиды, также поражает нас своей оригинальностью. Основная часть этого здания расположена под землей. Примечателен и со своим громадным стеклянным конусом. (на фото нижее) опоясывают белые колонны, заточенные, словно карандаши. Они упираются в землю, затем, повторив форму церкви, стрелами своими уходят в небо.

Здание кафедрального собора больше похоже на корабль инопланетян, приземлившийся ненароком, нежели на храм в традиционном его понимании. А неподалеку от него расположено еще одно чудо архитектуры - здание Дворца Итамарати, который в народе называют Дворцом арок. Оно принадлежит Министерству иностранных дел. Это здание также обрамлено колоннами, которые формируют галерею с высокими бетонными арками и широкими проемами. Весьма неожиданной деталью для такого серьезного учреждения является большой пруд, который окружает Дворец Итамарати со всех сторон. В нем весело резвятся рыбешки.

Мы описали лишь основные здания, которые создал в бразильской столице Оскар Нимейер. Проекты его разнообразны и многочисленны. В совокупности контраст пирамид и куполов, округлые чаши и стреловидные колонны, парки и площади, строгие геометрические формы, логика и простор в планировке улиц придает городу выразительность и яркость. Тем неожиданнее выглядит место работы бразильского президента - дворец "Планалту" (на фото ниже).

Его автором также является Оскар Нимейер. Архитектура этого здания весьма примечательна. Эта небольшая постройка в четыре этажа совсем не похожа на дворец. Только караул указывает на то, что именно здесь принимаются политические решения, которые влияют на судьбу самого крупного государства Латинской Америки.

Множество государственных зданий спроектировал Нимейер Оскар. Правительство, к примеру, получило свой Дворец в 1960 году. Однако, несмотря на столь высокие заслуги перед государством, архитектору все-таки пришлось покинуть родную страну. Расскажем о том, как это произошло.

Жизнь Нимейера в эмиграции

В 1945 году Оскар вступил в Коммунистическую партию Бразилии и остался верен ее идеалам до самой своей смерти. Архитектор проектировал новые города, однако страдал от того, что не может ликвидировать лачуги и трущобы. Своих убеждений Нимейер не скрывал никогда. Из-за них он не смог остаться в Бразилии после того, как в 1960 годах состоялся военный переворот. Оскару пришлось эмигрировать в Европу. Он осел в Париже. Этот вынужденный отъезд архитектор называл "самовольной высылкой". Нимейер затем путешествовал по свету, посетил в числе прочих стран и Советский Союз, где нашел множество почитателей и единомышленников. Он стал борцом за социальный прогресс и мир на земле. За это он был удостоен награды "За между народами" (Международная Ленинская премия).

Как и раньше, архитектор усердно работал. Кажется, что география его творчества поистине безгранична: Италия, Германия, Франция, Ливан, Конго, Гана, США, Алжир и множество других государств. Наиболее известными его проектами этого периода были ЦК Французской компартии, расположенный в Париже, а также "Мондадори" в Милане.

Возвращение в Бразилию, мемориал Ж. Кубичека

Только в начале 1980 годов Оскар Нимейер возвратился в Бразилию. Он сразу же принялся осуществлять свою мечту - проект мемориала, посвященного памяти "отца" бразильской столицы Жуселина Кубичека. Мемориал, очертания которого напоминают нам серп и молот, окружен зеленью. Он расположен неподалеку от телебашни. Это одна из основных достопримечательностей бразильской столицы.

Последние годы жизни, смерть архитектора

В последние годы жизни Оскар Нимейер работал в своей студии, находящейся в Рио-де-Жанейро, на набережной Копакабана. К числу его последних работ относится реконструкция "Самбадрома". Еще в 1984 году был построен этот проспект с трибунами. Во время карнавала здесь устраиваются соревнования школ самбы. Только к 2012 г. этот проспект был приведен в соответствии с проектом Нимейера.

Выдающийся бразильский архитектор Оскар Нимейер скончался 6 декабря 2012 г. в больнице города Рио-де-Жанейро, где он проходил лечение в течение месяца. Оскар не дожил до 105-го дня рождения всего 10 дней. Его единственная дочь, Анна Мария Нимейер, умерла в возрасте 82 лет в июне 2012 г.

Оскара Нимейера

Этот объект находится в испанском Авилесе и представляет собой гигантский музейно-выставочный комплекс. В концертных и экспозиционных залах центра проводятся различные культурные мероприятия - выставки фотографов и художников, танцевальные представления и театральные постановки, концерты и кинопоказы, обучающие лекции и семинары.

Этот объект интересен и с точки зрения архитектуры. Он похож, скорее, на детскую площадку, чем на музейный комплекс. Центр состоит из пяти зданий, каждое из которых отличается ярким цветом фасадов и причудливостью форм. Культурный центр, расположенный в Авилесе, - это единственная цветная постройка в творчестве Оскара Нимейера. Это решение было выбрано не случайно - постройка должна была стать своего рода средством от депрессии для населения небольшого промышленного городка. Долгое время к Авилесу относились как к "гадкому утенку" севера Испании. Он обычно ассоциировался у жителей страны с дымящими трубами расположенных здесь сталелитейных заводов. Вместе с этим выставочным комплексом Оскар подарил городу новую жизнь. Строительные работы были начаты в 2008 году, а завершены в 2011. Пять частей центра - это киноцентр, смотровая башня, аудиториум и центральная площадь.

Музей Оскара Нимейера

Куритиба (Бразилия) - это город, который известен не только как самый молодой город в Бразилии. Именно здесь расположен знаменитый музей Нимейера. Он посвящен современной архитектуре, изобразительному искусству, дизайну и видеоарту. Строительство здания было завершено в 2002 году. Сначала этот объект назывался "Новым музеем", однако получил имя Оскара Нимейера уже в 2003 г.

Это здание называют также "Всевидящим глазом" или "Музеем глаза" из-за своей оригинальной конструкции. По форме она напоминает огромный глаз, висящий в воздухе. Сегодня настоящей эмблемой Куритибы является Музей современного искусства. Оскар Нимейер начал работать над проектом еще в 1967 году. Тогда он построил бетонное здание в стиле модернизм для одного высшего учебного заведения. Позже, в 2001 г., он вернулся к этому проекту и преобразил его. Так появилась огромная пристройка из стальной сетки, белого бетона и зеркального стекла, известная как Музей Оскара Нимейера. "Глаз" находится на постаменте, в центре искусственного водоема.

Свое имя прочно вписал в историю архитектуры выдающийся зодчий Оскар Нимейер. Его работы известны на весь мир. Они не перестают удивлять и восхищать наших современников.

Оскар Нимейер (порт. Oscar de Niemeyer; 15.12.1907 — 05.12.2012) - выдающийся бразильский архитектор XX столетия, основатель современной латиноамериканской школы зодчества, новатор в области железобетонной архитектуры. Член коммунистической партии , член Президиума Совета Мира, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1963 г).

ХХ век богат на глобальные события, произошедшие в идеологии, политике и экономике, науке и технике, культуре и медицине. В это непростое время в мире появилось множество гениев искусства, подаривших человечеству шедевры, по сегодняшний день покоряющие нас своим величием. Одним из таких гениальных творцов стал величайший архитектор, бразилец Оскар Нимейер. Признанный художник пространства возводил только величественные общественные сооружения. Безграничность полета его мысли и «интернациональное» строение души позволяли мастеру создавать монументальные сооружения, сформировавшие современный портрет нашей планеты.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Биография

Оскар Рибейру Алмейда Нимейер Суарес Фильюродился 15 декабря 1907 г. в . В зажиточной семье португало-немецкого происхождения было шестеро детей. Мальчик воспитывался в доме бабушки и дедушки, родителей матери.

Дед мальчика служил министром по делам Верховного суда Бразилии. Через всю жизнь Оскар пронес воспоминания об авторитарной, но доброй бабушке, создавшей в доме теплую атмосферу дружбы, окружавшей детей любовью и заботой. Молодой человек учился в элитном колледже, где впервые всерьез заинтересовался архитектурой.

Мать умерла, когда будущий зодчий был совсем юным, а отец дожил до глубокой старости, он любил приходить в мастерскую сына и часами наблюдать за его работой.

В 1930 г. юноша поступил в Национальную школу изящных искусств, на архитектурный факультет. В то время директором школы был назначен Лусиу Коста, общественный деятель и молодой архитектор. Он предпринимал попытки приблизить учебный курс к современным требованиям жизни, открыть дорогу новым художественным направлениям, направляя внимание студентов к достижениям национального зодчества. Из-за противостояния реакционной профессуры, прогрессивный директор, не проработав и года, вынужден был уйти с руководящего поста, несмотря на протест поддерживающих его студентов, объявивших забастовку. Оскар на всю жизнь сохранил дружеские отношения с Л. Коста.

В 21 год (1928 г.) молодой человек женился, в 1934 г. окончил Школу изящных искусств, а в 1936 г. вошел в группу бразильских архитекторов, начав выполнять самостоятельные проекты.

Начало карьеры

Первым осуществленным проектом начинающего архитектора стали детские ясли в родном городе (1937 г). Композицию окруженного зеленью здания он выстроил на сочетании 2-х объемов: вытянутого 2-этажного с садом на плоской крыше, и 4-этажного, кубического, поднятого на столбах.

В конце 1930-х гг. в Бразилии стала формироваться национальная школа современной архитектуры, первым воплощенным в жизнь планом которой было столичное здание Министерства Образования и Здравоохранения (порт. Palаcio de Gushtavu Capanema; 1937-1943 гг). Первоначально проектом руководил Л.Коста, но с 1939 г. его возглавил Оскар Нимейер.

Для своего времени замысел был очень смелым, здание впоследствии оказало большое влияние на латиноамериканскую архитектуру. При отделке дворца использовались исключительно местные материалы. Внутренний бетонный каркас здания позволил соорудить широкие фасады из стекла, а на окнах была установлена современная солнцезащита в виде жалюзи. В 1939 г. тандем Коста – Нимейер осуществил постройку бразильского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке, в котором ярко проявились черты свободы, свежести и национального колорита. В образе павильона гармонично сочетаются респектабельность и эксцентричность.

Востребованность архитектора стремительно росла, в 1940 г. он познакомился с , бывшем тогда мэром бразильского города (порт. Belo Horizonte). Период 1940-1943 гг. ознаменовался проектированием ряда правительственных зданий, в которых отмечается переплетение истинно бразильских элементов с четкими и строгими классическими, что создает неподражаемую игру прямых и изогнутых линий.

Важнейшие работы мастера

Важнейшей работой О.Нимейера начала 1940-х годов, явившейся подлинной жемчужиной архитектуры современной Бразилии, стал спортивно-развлекательный комплекс в пригороде Белу-Оризонти (порт. Belo Horizonte). Начинавший в то время свою политическую карьеру, энергичный Жуселину Кубичек задумал превратить эту пустынную местность в современную элитную зону отдыха и обратился к входившему в моду зодчему. С того момента началась совместная деятельность заказчика и архитектора, у которого с середины 1940-х гг. от заказов уже не было отбоя.

В этот период времени по его проектам были построены здания:

Автор привнес в архитектуру того периода поэтические лейтмотивы, органично соединяя архитектуру со скульптурой. Он стремится вписывать здания в окружающий природный ландшафт, активно использует свои инженерно-технические способности, изучает преимущества использования новых материалов, став одним из первооткрывателей художественных возможностей монолитного железобетона.

В 1945 г. Оскар Нимейер вступил в Коммунистическую партию. В 1947 г. архитектор занимался разработкой проекта здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Преуспевающий архитектор строил дома и для собственной семьи. В 1949 г. в Мендисе, недалеко от Рио, он построил небольшую одноэтажную дачу. Создавая дом в Каноа (порт. Canoa — пригород Рио-де-Жанейро), зодчий продемонстрировал собственные эстетические творческие принципы, воплотил и максимально полно выразил свое эстетическое «кредо» (1954 г). Руководствуясь своим вкусом, а также стремясь удовлетворить бытовые и эстетические потребности членов семьи, мастер создал сооружение, сразу же привлекшее внимание архитектурного мира. Дом, построенный на склоне холма, частично “врезан” в него: в подземных помещениях расположены ванные. В «Casa das Canoas» теперь открыт музей.

Знаменитый дом в Каноа

С конца 1940-х гг., в условиях быстрого экономического развития государства Нимейера начинают привлекать темы, глобальные по размерам и роли в градостроительстве. Он мечтал о грандиозной задаче, где его профессионализм мог бы принести пользу своему народу.

Плодотворный период 50-х годов ХХ столетия

В 50-х гг. прошлого века бразильский мастер архитектуры решительно отошел от стереотипов, он проектировал сооружения — своеобразные скульптурные произведения, напоминающие памятники архитектуры невиданной цивилизации, всегда отчетливо вырисовывающиеся на фоне тропического неба. Он придумал свой неповторимый стиль, в котором формы традиционной индейской хижины уживаются с величественными аркадами колониальной архитектуры, а сферические купола, напоминающие тарелки НЛО, будто заглядывают в космическую эру. Колонны мастера, как бы едва касающиеся земли, кажутся невесомыми; его мощные железобетонные здания визуально лишены массивности, они выглядят удивительно пластичными и легкими, а гармонично вплетенные в экстерьер зеленый ландшафт и вода словно их оживляют

К таким постройкам 1950-х годов (помимо «идеального города мечты») относятся: поселок в Сан-Жозе-дус-Кампус (порт. São Josе dos Campos); больница «Южная Америка» (1952 – 1959 гг.) в Рио-де-Жанейро; «Башня Нимейера» (1954 г.) и жилой комплекс им. Кубичека (1951-1962 гг.) в Белу-Оризонти (порт. Belo Horizonte); здание кондитерской фабрики и бизнес-центр «Montreal» (1950 г.); жилые дома «Eiffel» (1955 г.) и выставочный комплекс (1951 – 1954 гг.) в (порт. São Paulo).

С 1957 г. по инициативе Ж. Кубичека, ставшего в 1956 г. президентом Бразилии, Оскар Нимейер начал активно работать над застройкой города (порт. Brasília). Архитектор увлеченно трудился над обликом новой столицы страны, проявляя себя по-новому, используя в творчестве экспрессионизм.

Работа в Бразилиа (с июня 1958 г.), в том числе непосредственно на строительной площадке, связанная с преодолением многочисленных трудностей, была настоящим человеческим, творческим и патриотическим подвигом мастера и принесла замечательные плоды, ставшие украшением мировой архитектуры.

По схеме генерального плана, очертания города напоминают взлетающую птицу. Жесткое функциональное зонирование совмещено с прогрессивным решением транспортной проблемы (дорожные развязки, подземные и наземные пешеходные переходы), классицистическая парадность — со строгостью и четкой симметрией осевой застройки. Жилая зона протянута вдоль автомагистрали, изогнутой в строгом соответствии с природным рельефом, а перпендикулярно к ней, по гребню полуострова к водохранилищу спускается грандиозная пологая лестница площадей, по обеим сторонам которой выстроились правительственные и важные общественные здания. Своеобразная выразительность города была достигнута за счет контраста необычных форм зданий делового центра и жилых комплексов, выполненных в строгих геометрических формах.

Многие архитектурные проекты той эпохи явились отражением мечты о внеземной реальности. Одним из таких зданий стал Дворец заседаний Национального Конгресса Бразилии (1960 г). Здание построено в виде параллелепипеда, на котором располагаются 2 полусферы, между которыми возвышаются 2 параллельных 100-метровых небоскреба. Под одной «чашей», повернутой вниз, расположены помещения
Сената, под второй, повернутой вверх — помещения Палаты депутатов.

За проектирование католического Кафедрального Собора Пресвятой Девы Марии, созданного зодчим в эти
годы, в 1988 г. Оскар Нимейер был удостоен Притцкеровской премии (англ. Pritzker Architecture Prize — награда, ежегодно присуждаемая за достижения в области архитектуры). Здание Собора состоит из 16 колонн, которые символизируют руки, воздетые к небу. Просветы между колоннами закрыты витражами. Благодаря своеобразной архитектуре, все внутреннее пространство всегда заполнено светом.

По проектам зодчего в Бразилиа были построены: Президентский дворец «Алворада» (порт. Palаcio da Alvorada — «Дворец рассвета»; 1958 г.); «Palace Hotel» (1958 г.); «Планальту» (порт. Palаcio do Planalto — «Дворец плоскогорья» ; 1960 г.) - рабочая резиденция президента страны; Дворец Верховного суда (1960 г.); Национальный конгресс и корпус министерств (1960 г.); гостиница «Nacional» (1962 г.)

Оскар Нимейер: Годы иммиграции

Со второй половины 1960-х годов талант южноамериканского архитектора стали признавать в мировых культурных и профессиональных кругах. Из-за своей приверженности к идеологии коммунистов, во времена военной диктатуры Нимейер эмигрировал во Францию (1964 – 1985 гг.), время от времени посещая родину, курируя строительство Бразилиа. В Европе он углубленно изучает культурное наследие античности и переходит на следующую творческую ступень, для которой характерны оригинальность идей и неординарность форм. Здания мастера приобретают все более строгие технические оттенки.

В этот период он построил ряд зданий во Франции, Италии, Ливане, Гане, Алжире. Архитектор бесплатно разработал проект бразильского аэропорта (1965 г). Главной целью проектировщика было создать «…ворота новой столицы, которые бы так гармонировали с ее архитектурой, чтобы каждый приезжающий сюда ощущал, что его ждет новый и современный город». Архитектурной общественностью проект был единодушно одобрен, но военные власти не могли доверить строительство столичного воздушного порта прогрессивному общественному деятелю с коммунистическими убеждениями.

В Рио-де-Жанейро мастер построил здание издательства «Manchete» (1967 г.); дворец Правосудия (1970 г.); отель «Nacional» (1971 г.); Министерство Обороны и резиденцию вице-президента Бразилии (1974 г.); станцию метро «Sаenz Peña» (1979 г). Кафедральный Собор Бразилиа - одно из центральных зданий бразильской столицы, было спроектировано в 1958 г. и закончено в 1970 г. Большая часть Собора расположена под землей, наземная часть представляет собой “воронку” с 16-ю изогнутыми бетонными колоннами. Крыша собора оформлена витражами. Утверждая, что в творчестве бразильского зодчего органично сочетаются модернизм и бразильское барокко, критики обычно приводят в пример столичный Кафедральный Собор.

В сентябре 1981 г. знаменитый архитектор осуществил свою мечту: в зеленой зоне открыл мемориальный ансамбль, посвященный инициатору строительства Бразилиа, Ж.Кубичеку. Главным элементом комплекса стал плоский параллелепипед со скошенными гранями, в котором разместились мемориальная библиотека и аудитория.

Мемориальный ансамбль Ж.Кубичеку

Объектам, созданным гениальным архитектором, присущи выразительность, теплота и пластичность. Проекты мастера всегда тщательно разработаны, до мельчайших деталей, конструктивно и функционально. Он постоянно стремится к усовершенствованию архитектурной формы - к контрасту объемов, к динамичности фактуры поверхностей, к включению произведений смежных искусств в канву архитектурной композиции.

В 1985 г., когда эпоха военной диктатуры в Бразилии завершилась, Оскар Нимейер вернулся на родину, возглавив Бразильскую коммунистическую партию (1992 — 1996 гг).

Возвращение на родину, последние годы творчества

В 1989 г. в штате Сан-Паулу был открыт музей — Мемориал Латинской Америки (порт. Memorial da Amеrica Latina), спроектированный выдающимся зодчим.

С 1990 гг. мастер занимается шлифовкой своего творческого почерка, состоящего в сочетании общественного характера зданий с яркой индивидуальностью. В основном архитектор проектирует культурные и мемориальные сооружения.

В 1996 г., в возрасте 89 лет в городе (порт. Niterói) бразильский архитектор завершил пятилетний труд над зданием Музея современного искусства (порт. Museu de Arte Contemporаnea de Niterоi; MAC). Вид здания, выполненного в стиле «модернизм», напоминает космический корабль. Свой замысел мастер объяснил так: «Летающая тарелка, пролетавшая когда-то над городом, так была восхищена красотой этих мест, что приземлилась и решила навсегда здесь остаться, положив начало Музею».

Здание еще одного музея, одного их самых необычных в мире, было построено по проекту знаменитого архитектора еще в 1978 г. в городе (порт. Curitiba), на юге Бразилии. Но только в 2002 г. здесь решено было открыть Музей Современного искусства, архитектуры и дизайна. Однако, жители Бразилии называют оригинальное по конструкции здание «Museu do Olho» - «Музей Глаза» , так как одно из зданий грандиозного комплекса напоминает собой гигантский блестящий глаз, смотреть на который можно бесконечно. Если глядеть на «Глаз» спереди, кажется, будто люди, движущиеся по белому мосту — это капли воды, медленно текущие вверх и вниз.

Этот шедевр из зеркального стекла и белоснежного бетона, состоящий из 3-этажного купола диаметром 50 м., в 2003 г. переименовали в честь великого, 96-летнего автора проекта (порт. «Museu Oscar Niemeyer»). Сегодня этот Музей заслуженно считается символом Куритибы.

Музей Глаза (г.Куритиба)

В 2000-е годы по проектам Оскара Нимейера были построены: аудитория «Ibirapuera» в Сан-Паулу (2002 г.); Национальный музей в Брильа и культурный центр «Оскар Нимейер» в (порт. Goiânia) — 2006 г.; здание «Cabo Branco» в (порт. João Pessoa) — 2008 г. В 2011 г. в городе Авилес (исп. Avilеs, España) открылся Международный Культурный центр, названный в честь автора проекта (исп. Centro Cultural Internacional Oscar Niemeyer).

За огромный вклад в развитие Российско-Бразильских отношений, в канун 100-летнего юбилея выдающегося архитектора В.Путин подписал Указ о его награждении Орденом Дружбы.

5 декабря 2012 г., не дожив всего 10 дней до своего 105-летия, в родном Рио-де-Жанейро величайший Мастер архитектуры всех времен и народов скончался.

Мастер архитектуры всех времен и народов

  • В своих воспоминаниях бразильский архитектор писал, что он должен был именоваться Оскар Рибейру (фамилия матери) Соарес (фамилия отца). Однако, отец, который жил и воспитывался в доме дяди, его фамилию Нимейер в знак уважения присоединил к своей родовой.
  • В 1970-е гг. увлекся проектированием мебели: его диваны с пружинящими «ножками» и кожаные кресла, чаще всего выполненные в соавторстве с дочерью Аной-Марией, художником-декоратором, часто выставлялись как в Бразилии, так и за рубежом.
  • Одно из главных творений зодчего, «идеальный город» Бразилиа, который появился в 1960 г. в результате смелого инженерного и социального эксперимента, благодаря таланту и одержимости трех выдающихся людей, а также трудолюбию и стойкости 60 тыс. их соотечественников, спустя всего 27 лет с момента своего рождения был провозглашен ЮНЕСКО памятником всемирного наследия человечества, встав в один ряд с такими легендами, как Рим, Афины, Санкт-Петербург и Самарканд.

Некоторые высказывания великого зодчего

Столетний юбилей самого известного латиноамериканского зодчего, автора книг (последнее прижизненное издание - «Моя архитектура - 1937-2004») и множества статей по архитектуре, в начале третьего тысячелетия, в 2007-м, отмечался всем миром. Мастер принимал поздравления за рабочим столом. «Легенда современности», «живая легенда», «классик XX века», «последний великий архитектор XX века», «поэт архитектуры». Так называют кавалера папского рыцарского ордена Святого Григория Великого, французского ордена Почетного легиона, австрийского почетного знака «За науку и искусство», ордена Сантьяго (Португалия), ордена Дружбы (Россия, к 100-летнему юбилею), ордена Дружбы народов (СССР), командора Ордена искусств и литературы (Франция), ордена инфанта дона Энрики, лауреата Ленинской премии мира - Оскара Нимейе-ра, лауреата профессиональной Притцкеровской премии (1988). Почти полсотни наград и титулов… Мир от Ганы и Венесуэлы до Парижа и Берлина словно коллекционирует постройки Нимейера. Самая большая их коллекция в родном для архитектора Рио-де-Жанейро. А всего - более 600.

Оскар Нимейер или, точнее, Ошкаер Рибейру ди Алмейда ди Нимейер (бразильцы произносят на немецкий лад - Нимайер) Соареш Филью, пояснял любопытным, что в его имени объединились арабские, португальские и немецкие имена (родители португальцы, фамилия матери - Рибейру, отца - Суареш; отец из благодарности присоединил к своей фамилию дяди-немца, в семье которого он воспитывался); что, как и большинство бразильцев, он - караока, метис, чем всегда гордился.

Шедевром назовут его собственный дом на наклонной местности с видом на океан в Каноа, под Рио, - поистине образец органической архитектуры. Даже его нереализованные проекты, такие как музей современного искусства в Каракасе (1955), в виде перевернутой пирамиды на вершине скалы, с узнаваемым пандусом, привлекали внимание знатоков.

Но подлинным «подарком судьбы» можно считать еще одно предложение Кубичека, которое он сделал архитектору после своего избрания президентом республики: возвести на пустынном месте целый город, новую столицу, название которой образовали, лишь добавив две буквы к названию страны - Бразилиа (по-португальски Бразилия произносится как Бразил).

По замыслу же здесь должна была измениться жизнь. Та самая, что в Бразилии, с одной стороны, - яркая, с карнавальной самбой, футболом, небоскребами и роскошными пляжами, а с другой - с не менее знаменитыми фавелами, то есть нищими кварталами, и «генералами песчаных карьеров». (К слову сказать, с 1984 года всемирно известный карнавал в Рио проходит на самба-дроме, устроенном по проекту Нимейера.)

Три столетия колониальные, имперские, а затем и республиканские правительства Бразилии и их оппозициоеры мечтали о переносе столицы из перенаселенного Рио-де-Жанейро. В XVII и XVIII веках город на побережье Атлантики, сосредоточивший запасы португальского зотота и других богатств, был лакомой приманкой для захватчиков со стороны океана, а значит, постоянно существовала угроза независимости самой страны. Но и в XX веке огромной стране с бескрайними просторами требовался перенос столицы в глубинные районы, ибо баланс экономики был нарушен в пользу побережья, из-за чего оставались неосвоенными огромные пространстве. Для внука чешских эмигрантов с цыганскими корнями Жуселину Кубичека ди Оливейра Бразилиа стала предвыборным президентским лозунгом.

Кубичек обещая своему народу рывок в развитии страны благодаря постройке новой столицы. Он не только предложил Нимейеру возглавить ее проектирование (это случилось в 1956 году), но и отстоял его кандидатуру у политической полиции, которая была категорически против такого назначения (многих раздражали коммунистические убеждения архитектора о неприемлемости эксплуатации, о равном для всех праве на счастье).

Президент (как и Коста, он был лишь на пять лет старше своего друга) дал Нимейеру полную свободу в разработке генерального плана, но тот настоял на проведении открытого международного конкурса, на котором оказались представлены 26 тщательно исполненных проекта. Однако был принят эскиз, снабженный рукописными комментариями, его друга и учителя Луиса Косты - Оскар Нимейер умел дружить. (К слову сказать, подсчитано, что к 1965 году по просьбам друзей он бесплатно сделал 53 архитектурных проекта.) А еще он был легок характером и весел. Инициативный, резкий, чувственный. Интеллектуал. Повеса. Трудоголик - когда по достижении столетнего возраста из-за разных недомоганий его заботливо укладывали в госпиталь, он протестовал: «Мне нужно работать, мне нужны друзья». Играл на укулеле - маленькой гавайской гитаре - и был любимцем в любой компании, что так пригодилось в мучительный и героический период строительства новой столицы. И главное, помимо великого творческого дара он обладал незаурядными административными способностями.

Прежде всего бросается в глаза символичность, образность чертежа. Будущий город на плане, названном Piloto, одновременно похож и на крест, и на самолет, и на лук со стрелой, и на птицу в полете. Сам Коста говорил о бабочке.

На основе «рисунка» Косты проектировщики под руководством Нимейера разработали смягчающий недостатки эскизного решения окончательный вариант. Основные здания для Бразилиа Оскар Нимейер проектировал уже сам.

Министр обороны выпытывал тогда у архитектора, каким будет здание его подведомственного министерства: в современном стиле или в классическом. Нимейер задал ему встречный вопрос: “А вы, генерал, какое оружие предпочитаете - классическое или современное?” В языке современной архитектуры Нимейер видел инструмент корректировки существующей реальности…

В интервью Нане Геташвили Нимейер так вспоминал о начале строительства: «Я посмотрел на все это еще раз, на несправедливость и нищету, и сказал: “Можем начинать работу”». Через полтора года лихорадочной подготовки строительство на пустынном плато, куда не вела ни одна дорога, началось.

Архитекторы под руководством Нимейера, почувствовав необходимость быть рядом со своим рождающимся неимоверно ударными темпами детищем, решили на месте продумывать новые проекты и обеспечивать непрерывный и быстрый ритм работы, что достигается лишь при четком и строгом режиме». Августовским утром 1958 года 15 человек прибыли в Бразилиа - пока еще безмолвную и заброшенную землю, «бескрайний и пустынный сертан» (сертанами называют внутренние засушливые районы Бразилии). Та жизнь, на которую они обрекли себя, напоминает жизнь в сталинских зшкавэдэшных шарашках, с главным отличием - «все были друзьями, всех влекла романтика».

Впрочем, для всего мира вторая половина 1950-х была временем надежд. Западные историки культуры обозначили его словом «чиз». «Помню наши неприхотливые жилища - кровать, стол, стулья да ящики - и вместе с тем энтузиазм, который заставлял нас забыть обо всем и думать только о работе, о рождении города», - рассказывал Нимейер. И за несколько месяцев до окончания срока президентских полномочий Кубичека, строители вручили ему ключи от города, а он поднял над новой столицей флаг страны. Это произошло 11 апреля 1960 года, когда празднуется День независимости Бразилии, а также день открытия новой земли португальским мореплавателем Педру Алваришем Кабралом. Двадцать первого апреля полуденное солнце находится точно между двумя башнями-близнецами, освещая главную ось столицы, вплоть до мемориала Жуселину Кубичека.

Первые строительные материалы на эту красную, словно источающую жар, землю доставлялись на самоселах. Деревья - из Амазонии и Африки. Из Канады в огромном количестве шли рулоны травы. Их раскатывали и получались зеленые лужайки. Через некоторое время они высыхали. Срочно привозили новые.

Первым этапом строительства было создание искусственного водохранилища Парануа (по реке, перегороженной плотиной), и оно вышло огромным - 80 километров в длину, 5 - в ширину. По замыслу территория вокруг озера должна была стать общегородской зоной слыха и центром водного спорта. Вода присутствует в том или ином виде, практически в каждом объекте Ни-мейера. Он считал, что «эта субстанция во что угодно способна вдохнуть жизнь»…

Политики и бюрократы не спешили перебираться в новую столицу. Тогда президент Кубичек удвоил им заработную плату. И сегодня становится все больше сваей, предпочитающих жить в этой странной метрополии, «внутри» произведения современного искусства. Юрий Гагарин, после того как впервые побывал в Бразилиа, говорил об этом этом таинственном городе: “С другой планеты, которая - не Земля”.

Город, задуманный и построенный по единому плану, воплощает мечту об идеальном технополисе. В нем разработаны автономные системы движения для пешеходов, автомобилей и общественного транспорта, нет перекрестков, и даже сейчас, когда машин и населения стало намного больше, здесь нет заторов. И центра столицы в европейском понимании тоже нет. Ее рассекают пять широких дорог. Разделенные пространством в 200 метров, они расходятся в разные стороны. Кое-где Нимейер увел дороги под землю, «чтобы машины не мешали людям передвигаться». (В идеале он желал, чтобы машины ездили на высоте двух метров над площадями, которые не будут традиционно ограничены со всех сторон постройками, чтобы человек, оказавшись на его площади, видел вокруг только бесконечность…)

Знаменитая площадь Трех властей, ставшая благодаря архитектуре Нимейера мировой достопримечательностью, занимает «носовую часть» виртуального самолета. Две четкие оси Бразилиа разделены функциями. «Корпус» (ось восток - запад) - отдан правительственным зданиям. Крылья (север - юг) - жилым кварталам, каждый из которых имеет свою торговую улицу, свои школы, стоянки для автомобилей, церковь. В каждом микрорайоне - спортивный комплекс. Внутри зеленых жилых кварталов автомобильного движения почти нет, везде покой и чистый воздух. Жилые улицы соединяются в «суперквадрас» (кварталы) с улицами, предназначенными для торговли и мест отдыха. Здесь много парков - в Бразилиа больше зелени на человека, чем в других городах страны. И даже самые простые дома для госслужащих (не выше шести этажей) поставлены так, что из окон домов не видно соседних.

Типовые министерские здания Бразилиа находятся в “туловище” самолета. Проектировщики учли розу ветров и расположили здесь искусственные водоемы таким образом, чтобы потоки воздуха, распространяюсь по эспланаде шириной 300 м, приносили в город влажную прохладу - дома, поднятые на столбы, беспрепятственно пропускают их. Были даже тщательно подобраны растения для озеленения жилых кварталов: предпочтение отдавалось широколиственным.

В 1966 году, по проекту, разработанному совместно с Луисом Костой, Нимейер начал работу над возведением в столице здания Национального театра (театр носит имя прославленного бразильского скрипача Клаудиу Сантору). Форма усеченной пирамиды сделала впоследствии его одним из самых притягательных туристических объектов города. Три зрительных зала (на 60. 407 и 1407 человек) рассчитаны на разные масштабы представлений и концертов.

Разумеется, строительство в Бразилиа продолжалось и в дальнейшем, несмотря на периодическое прекращение финансирования. В 1960-1970-е годы, когда архитектора не было в стране, по его проектам здесь возводились здания самого различного предназначения. В хвосте «самолета», неподалеку от телевизионной башни, после гибели Жи Кей (так в Бразилии называли Жуселину Кубичека) Нимейер возвел ему памятник, силуэт которого издали напоминает серп и молот. В годы военной диктатуры в Бразилии было много попыток убрать памятник. Однако упрямец Нимейер отказался что-либо менять. Рядом с ним к 1981 году мастер выстроил намеренно вровень с зеленым пологим холмом мемориал, подчеркивая его величие и масштаб лишь протяженностью (длиной 200 метров). Таким образом, архитектор постарался отразить главную, как он считал черту характера Жуселину - скромность. К залам мемориала ведет подземный переход. Здесь находится музей, научно-исторический центр, изучающий истоплю Бразилии и деятельность президента Кубичека.

В 2000 году власти уверили Нимейера, что выделят средства на строительство культурного комплекса в новой столице. Мэтр ответил, что ждал возможности завершить реализацию проекта центра 40 лет. Последними нимейеровскими постройками в Бразилиа стали Национальная библиотека, решенная в простых и благородных пропорциях параллелепипеда, и Национальный музей (обе - в 2006 году, на основе ранних проектов 1950-х годов) с купольным пространством.

Сам архитектор говорил: «Что меня больше всего радует, так это то, что иногда при создании важного проекта, такого, как, например, Музей Бразилиа, мы можем предложить любую вещь, которая не только не была запланирована, но в которой даже не было необходимости. Так, например, при проектировании Музея я создал некую веранду, которая выходит наружу с одной стороны здания и входит в него с другой. Ее могло и не быть, но все те, кто туда попадает, обожают гулять по ней…»

Таким образом, в архитектурном облике Бразилиа Нимейер объединил купольные и пирамидальные формы, стреловидные колонны, чаши, - контрастирующими с параллелепипедами. Гармония же рождалась не только модульным сопряжением искусственных форм, но и природным окружением, которое было создано по замыслу зодчих.

“Моими друзьями всегда были бедные”, - говорил Нимейер. Для них он строил в Бразилиа новые, светлые дома. Но так вышло, что как только правительство переехало в идеальный город, на его окраинах уже лепились фавелы - остатки города вольного, бараков которые соорудили для себя 60 000 рабочих. По планам Нимейера, сразу же после открытия новой столицы бараки должны были снести, но за административной рутиной о них позабыли (да и рабочие не желали разъезжаться). Теперь в городах-спутниках обитают два миллиона жителей, а в предусмотренном архитекторами городе - вчетверо меньше (многие квартиры пустуют из-за столичной дороговизны). И хотя ЮНЕСКО объявила Бразилиа достоянием человечества, к энтузиазму Нимейера постепенно примешивалось разочарование, наполнив уже безнадежной горечью сердце старого мастера под конец жизни. Но в далеком 1963 голу он с гордостью принял Ленинскую премию мира и сделался почетным членом Американского института архитектуры (США). И просто шефом архитектурного колледжа Университета в Бразилиа.

В апреле 1964 года в Бразилии произошел военный переворот. Офис коммуниста Нимейера был разгромлен, редакция журнала, одним из руководителей которого он был, - также.

В 1965 году вместе с 200 профессорами он ушел из университета в знак протеста против тех реформ, которым подверглась страна. В Лувре открылась выставка его работ, и он уехал во Францию. А в следующем году оказался в вынужденном изгнании. Однако на рабочем тонусе ностальгия не сказалась: в его парижский офис поступали заказы из Ганы, Алжира (зданием Университета науки и техники имени Хуари Бумедьена он также гордился до последних своих дней), Португалии (казино в столице Мадейры - Фуншале), Италии, Израиля (здесь он спроектировал университетский городок в Хайфе). Во Франции по его проекту возведено здание штаб-квартиры компартии в Париже (окончание строительства - 1980 год).

В Грассе - жилой комплекс. А в Гавре уже в 1982 году появилось его удивительное здание Культурного центра, сразу же получившее наименование «Вулкан» и, действительно, по форме напоминающее жерло вулкана. В 1970-е годы он увлекся разработкой мебели, сотрудничая вместе с дочерью Анной Марией с фирмами Mobilier International и Tendo Brasileira. В Бразилию Нимейер вернулся в 1985 году, когда диктатура сменилась политическим режимом, ориентированным на демократическое переустройство. И с 1992 по 1996 год возглавлял Бразильскую коммунистическую партию (и это, отметим, - в то время, когда после распада СССР коммунизм как социально-политическая доктрина фактически был обречен). А спустя несколько лет опубликовал свой роман «А теперь?» о старом коммунисте, не теряющем своих идеалов. Сам же он стал коммунистом еще в 1945 году.

Нимейер скончался за десять дней до своего 105-летия в 2012 году. В последние десятилетия прошлого века и в начале нового он продолжал поражать разнообразием замыслов даже тех, кто всегда с нетерпением ждал от него новых форм. Музей в Куритибе, культурный центр «Оскар Нимейер» в Гоянии (2006), здание «Кабо Бранко» в Жоао-Песоа (2008), Аудитория в парке «Ибирапуэра», Музей в Нитеройе, в Авилесе (Испания) - Международный культурный центр принца Астурийского (открыт в 2011 году, после смерти зодчего получил его имя), Аудиториум Оскара Нимейера в Равелло (2010, Италия) и другие проекты выглядят воплощением выдумок фантастов и воспринимаются живым устремлением искусства архитектуры в будущее. А потому уже в сегодняшних словарях определяются как «футуристические».

Сам же он, строя для будущего, превыше архитектуры ценил настоящее: береговую линию океана, видимую из окон его дома, друзей и родных и вообще - всю эту жизнь, которую все же нужно менять к лучшему.