Теоретические методы педагогического исследования презентация. Методы научно – педагогических исследований


Уровни методологического знания (Э. Г. Юдин) : Философский - общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания Общенаучный - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин Конкретно-научный - совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной дисциплине Технологический - составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания


1. Общая методология педагогики Основные положения и принципы материалистической диалектики Закон единства и борьбы противоположностей, (процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся) Закон перехода количественных изменений в качественные, (увеличение педагогических воздействий приводит к улучшению их качества) Закон отрицания отрицания, (формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку)


1. Общая методология педагогики Основные категории материалистической диалектики Представления о зависимости педагогического процесса от социально- экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей Представления о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях


2. Специальная методология педагогики Устойчивые представления о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него Особенности развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности Единство воспитания и самовоспитания личности




Основные методологические подходы в педагогике 1. Системный подход Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов


Основные методологические подходы в педагогике 2. Личностный подход Сущность: признает личность как продукт общественно- исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности ее - интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности


Основные методологические подходы в педагогике 3. Деятельностный подход. Сущность: Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности Задача воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия)


Основные методологические подходы в педагогике 4. Полисубъектный (диалогический) подход Сущность: Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение («скажи, кто твой друг...», «с кем поведешься...») Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе


Основные методологические подходы в педагогике 5. Культорологический подход Сущность: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры) Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества


Основные методологические подходы в педагогике 6. Этнопедагогический подход Сущность: Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей




Выделенные методологические подходы педагогики позволяют: 1)определить ее действительные проблемы и способы их разрешения; 2)проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию); 3)реализовать гуманистическую парадигму образования. 1. Системный подход 2. Личностный подход 3. Деятельностный подход 4. Полисубъектный (диалогический) подход 5. Культорологический подход 6. Этнопедагогический подход 7. Антропологический подход




Педагогические исследования Педагогическое исследование - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления В. М. Полонский


Педагогические исследования Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе Прикладные исследования это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики Разработки направлены на обоснование конкретных научно- практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения


Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены, недопустимость риска для здоровья и развития). Неповторимость Неоднозначность (т.к. влияют много причин) Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие особенности: Педагогические исследования


Методика Это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала Метод исследования Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления Методология система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.


Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Педагогические исследования методы изучения педагогического опыта методы теоретического исследования математические и статистические методы


Педагогические исследования методы изучения педагогического опыта Это способы исследования опыта организации образовательного процесса. Изучается опыт лучших педагогов, и опыт рядовых. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.


Педагогические исследования методы теоретического исследования Это изучение литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о воспитании; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.


Педагогические исследования математические и статистические методы Применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Регистрация, ранжирование, шкалирование.


Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса Требования системного подхода таковы: 1. Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система. 2. Определяется стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике. 3. Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта. 4. Определяется структура и организация диагностируемого явления. Системный подход к изучению педагогических процессов


Классификация методов исследования По масштабу: - глобальный; - локальный; - микро эксперимент По цели: - констатирующий (изучаются существующие педагогические явления); - проверочный уточняющий (проверяется гипотеза); - созидательный, преобразующий, формирующий (в процессе создаются новые педагогические явления) По месту проведения: - естественный; - лабораторный;


Этапы педагогического исследования 1. Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования. 2. Построение рабочих гипотез. 3. Выбор методов исследования. 4. Осуществление проверки гипотез опытом. 5. Теоретические выводы. 6. Оформление результатов: а) усовершенствование теории; б) пересмотреть отрицательные результаты; в) постановка более сложной проблемы; г) внедрение в практику.


Каждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности. Выводы

Цели изучения курса

Cформировать общекультурные, общепрофессиональные компетенции, связанные с умениями организации и проведения психолого- педагогических исследований;

Создать условия для развития самопознания, самоопределения, самовыражения, самооценки, самореализации;

Развить такие качества личности, как мобильность, ответственность, толерантность, коммуникативность.

Задачи изучения курса

дополнить и систематизировать знания о методологии научного, в том числе психолого-педагогического исследования;

сформировать понятийный аппарат в области методологии научного исследования;

раскрыть методологический аппарат научного исследования;

выделить методы и методики психолого-педагогического исследования;

организовать работу по выполнению, самооценке и взаимооценке заданий, связанных с построением научного аппарата магистерского исследования.

Основное содержание теоретического блока

Тема 1. Методологические основы исследования

Понятие о методологии науки. Задачи, функции и уровни методологии науки на примере педагогики.

Общие методологические принципы научного исследования . Частные методологические принципы психолого- педагогического исследования.

Научные подходы к исследованию сложных хронотопологических процессов. Сущность современной образовательной парадигмы на различных уровнях.

Методологические требования к проведению психолого- педагогического исследования.

Методологические требования к результатам исследования.

Тема 2. Методологический аппарат исследования, его содержание и характеристика

Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования: тема, актуальность, противоречия, проблема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики.

Оценка и научное редактирование темы исследования. Структура доказательства актуальности темы исследования. Уровни формулирования противоречий. Характеристика проблемы исследования. Правила выделения объекта и предмета исследования в зависимости от формулировки темы. Целеполагание и реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психолого- педагогического исследования.

Тема 3. Методы научного познания, методы психолого-педагогического исследования

Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Классификация методов психолого-педагогических исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы. Исследовательские возможности различных методов.

Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.).

Эмпирические методы психолого-педагогического исследования. Взаимосвязь предмета и метода исследования. Общая характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования.

Теоретические методы психолого-педагогического исследования: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование.

Сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования: генетический, исторический и сравнительный.

Статистическая обработка данных в психолого-педагогическом исследовании. 6

Тема 4. Методика проведения психолого-педагогического исследования и педагогического эксперимента

Логика проведения психолого-педагогического исследования, вариативность его построения. Паспорт специальности. Зависимость логики построения исследования от специальности.

Педагогический эксперимент, его сущность и этапы. Схемы педагогического эксперимента.

Основные способы обработки исследовательских данных. Особенности обработки исследовательских данных. Обработка и интерпретация полученных результатов конкретного эмпирического исследования.

Оформление результатов и содержательных выводов исследования.

Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Язык и стиль диссертации.

Характеристика основных видов представления результатов исследователя

Тема 5. Особенности научного исследования в условиях развития ИКТ

Роль ИКТ в проведении научного исследования. Обзор средств ИКТ, используемых на различных этапах научного исследования.

1. Актуальность научного исследования. Доказательство актуальности конкретной (выбранной) темы научного исследования

2. Проблематика научного исследования. Формулировка проблемы научного исследования, сравнение полученных результатов, коррекция и рефлексия

Основное содержание практического блока

3. Целеполагание научного исследования. Формулировка целей и задач научного исследования

4. Построение методологического аппарата научного исследования. Правила выделения объекта и предмета исследования.

Теоретическая и практическая значимость, научная новизна исследования

Ибрагимов Гусейн Ибрагимович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования

Слайд 2: Л.2. Логическая структура научно-педагогической деятельности

1. Особенности научно-педагогической деятельности 2. Принципы научного познания 3. Средства научно-педагогической деятельности 4. Методы научно-педагогической деятельности 5. Нормы научной этики

Слайд 3: 2.1. Особенности научно-педагогической деятельности

Научное исследование в образовании – систематическая познавательная деятельность, направленная на получение нового знания об образовательных явлениях и процессах. 1.1. Особенности индивидуальной научной деятельности: - четкое определение и ограничение цели научной работы; - научная работа строится на плечах предшественников; - строго выстроенный понятийный аппарат; - обязательное оформление результатов в письменном виде. 1.2. Особенности коллективной научной деятельности: - плюрализм научного мнения; - коммуникации в науке; - внедрение результатов исследования

Слайд 4: Уровни научного исследования в образовании

По способу получения знания и характеру информации выделяют три уровня: фундаментальные, прикладные исследования, разработки. Фундаментальные – направлены на разработку теоретических концепций науки Прикладные – решают практические задачи или теоретические вопросы практической направленности Разработки – для непосредственного обслуживания практики образования (уч. программы, пособия и т.д.)

Слайд 5: 2.2 Принципы научного познания

Целью научного исследования является получение нового научного знания. Это новое научное знание соотносится: ∙с объективной реальностью – принцип детерминизма; ∙с предшествующей системой научного знания – принцип соответствия; ∙с познающим субъектом – исследователем– принцип дополнительности («без субъекта нет объекта »).

Слайд 6: Принцип детерминизма

Детерминизм выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо данному событию и вызывают его. Современное понимание принципа детерминизма предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих момента порождения одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости и т.д. В том числе, в современной науке, в отличие от детерминизма классической науки, особенно важными оказываются соотношения неопределенностей, формулируемые на языке вероятностных законов или соотношения нечетких множеств, или интервальных величин и т.д.

Слайд 7: Принцип соответствия

Теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с появлением новых, более общих теорий не отбрасываются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий. Принцип соответствия означает, в частности, и преемственность научных теорий. Новые теоретические построения бывают полезны для развития науки, но если они не будут соотноситься с прежними, то наука перестанет быть цельной, а ученые в скором времени вообще перестанут понимать друг друга

Слайд 8: Принцип дополнительности

Принцип дополнительности возник в результате новых открытий в физике также на рубе - же Х I Х и ХХ веков, когда выяснилось, что исследователь, изучая объект, вносит в него, в том числе посредством при - меняемого прибора, определенные изменения. Этот принцип был впервые сформулирован Н. Бором: воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимо - исключающих « дополнительных » классов понятий.

Слайд 9: Принцип дополнительности

Принцип дополнительности существенно изменил весь строй науки. Если классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном и завершенном виде, на однозначное исследование событий, исключение из контекста науки влия - ния деятельности исследователя и используемых им средств, на оценку входящего в наличный фонд науки знания как абсолютно достоверного, то с появлением принципа допол - нительности ситуация изменилась.

10

Слайд 10: Принцип дополнительности

– включение субъектной деятельности исследователя в контекст науки привело к изменению понимания предмета знания: им стала теперь не реальность«в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призмы принятых теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения познающим субъектом; –взаимодействие изучаемого объекта с исследователем (в том числе посредством приборов) не может не привести к различной проявляемости свойств объекта в зависимости от типа его взаимодействия с познающим субъектом в различ - ных, часто взаимоисключающих условиях. А это означает правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область. Поэтому, очевидно, булгаковский Воланд и говорит: «Все теории стóят одна другой».

11

Слайд 11: 2.3. Средства педагогического исследования

В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания: Материальные; Информационные; Математические; Логические; Языковые; .

12

Слайд 12: Материальные и информационные средства познания

Материальные и информационные средства познания– это, в первую очередь, приборы для научных исследований (микроскопа, теле- скопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т.д.), разные носители информации. В педагогическом исследовании это: вычислительная техника, информационно-компьютерная техника, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия, секундомер (используется в эксперименте), здание особой архитектуры и т.п. Материальные и информационные средства специально создаются другими людьми для их применения в научном исследовании.

13

Слайд 13: Математические средства

Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерно - сти. Математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математическое моделирование). В педагогическом исследовании наибольшую роль играют средства математической статистики

14

Слайд 14: Логические средства

Использование логических средств в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю: - отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых; - ложные от истинных; - путаницу от противоречий.

15

Слайд 15: Языковые средства познания

Важным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия, символы и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний. Правила использования языков как естественных, так и искусственных, при помощи которых исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании. Язык педагогики, его соотнесение со специфическими языками других наук

16

Слайд 16: 2.4. Методы научного познания (педагогического исследования)

С позиции структуры деятельности могут быть выделены: методы – действия; методы-операции. Действие –единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Операция – структурная единица действия, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Одна и та же операция может входить в разные действия (А.Н.Леонтьев)

17

Слайд 17: Определение метода

Метод – это: -во-первых, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; во-вторых, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности (Советский энциклопедический словарь, 1988).

18

Слайд 18: Группировка методов познания

Теоретические методы: методы-познавательные действия: выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и др.; Методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и др. Эмпирические методы: Методы-познавательные действия: обследование, мониторинг, эксперимент и др.; Методы-операции: наблюдение, опрос, тестирование и др.

19

Слайд 19: 2.5. Нормы научной этики

Внутренние и внешние этические нормы. Четыре основные ценности ученого (Мертон, 1942 г.) 1. Истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от расы, пола, возраста, авторитета, званий тех, кто их формулирует; 2. Общность: научное знание должно свободно становиться общим достоянием; 3. Беспристрастность, незаинтересованность- ученый должен искать истину бескорыстно; 4. Рациональный скептицизм (Платон мне друг, но истина дороже – Аристотель)

20

Слайд 20: Нормы научной этики

личная ответственность за проводимую диагностику и полученные в исследовании выводы и результаты; конфиденциальность, нераспространение диагностической информации без прямого согласия самого испытуемого; научная обоснованность применяемых исследовательских методов и методик (соответствие требованиям надежности, валидности, репрезентативности);

21

Слайд 21: Нормы научной этики

ненанесение уще рба, т.е. запрет на использование информации и выводов во вред включенным в проведение эксперимента лицам; позитивное принятие ребенка, педагога, образовательной реальности, стремление принять и понять их такими, какие они есть, уважение права человека на оригинальность, неповторимость; обеспечение прав людей, привлекаемых к экспериментальным действиям.

22

Слайд 22

23

Слайд 23: Этические ошибки при работе с источниками и литературой:

искажение идеи и позиции автора; некорректное цитирование; эклектик а - соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д.; историческая некорр ектность – в одном ряду вперемешку перечисляются классики педагогики прошлых веков и современники (например: Аристотель, М.И. Махмутов, Я.А. Коменский …) или сопоставляются их точки зрения.

24

Слайд 24: 1.3. Методологические характеристики педагогического исследования

Актуальность Проблема исследования Объект Предмет Цель Гипотеза Задачи Методологические и теоретические основы Методы исследования

25

Слайд 25: Основные характеристики научного исследования

Эмпирическая база Этапы исследования Научная новизна Положения, выносимые на защиту Теоретическая значимость Практическая значимость Достоверность и обоснованность Апробация и внедрение результатов исследования в практику Структура работы

26

Слайд 26: 2. Виды научных исследований в образовании

Структура педагогической науки определяется номенклатурой научных специальностей, которая периодически пересматривается и утверждается правительством. Эта номенклатура является основанием для присвоения ученых степеней и званий, планирования научных исследований, открытия диссертационных советов

27

Слайд 27: Номенклатура научных специальностей по педагогическим наукам

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) 13.00.03 – Коррекционная педагогика 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности 13.00.07 – Теория и методика дошкольного образования 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

28

Слайд 28: 3. Методологическая культура исследователя

Необходимо различать понятия «методологическая культура ученого » и «методологическая культура учителя». Основные критерии методологической культуры учителя: выработка концепции своей профессиональной деятельности; осознание роли методологии в этом процессе; творчество и системность педагогической деятельности.

29

Слайд 29: Критерии методологической культуры ученого

принадлежность к одной из научных школ и глубокое владение присущим ей аппаратом исследования; ориентация в существующих в педагогической науке методологических подходах, концепциях и теориях; корректное использование педагогической терминологии; способность выделять и обосновывать актуальность исследовательских проблем;

30

Слайд 30: Критерии методологической культуры ученого

прогностичность мышления; способность формулировать гипотезу, планировать и осуществлять ее проверку; умение выполнять исследование в соответствии с такими методологическими ориентирами, как «объект и предмет исследования», «цель», «новизна»; умение представить результаты исследования в виде педагогического проекта.

31

Последний слайд презентации: Методология и методы педагогического исследования: Как овладеть методологической культурой?

Овладеть методологической культурой можно лишь через анализ опыта применения методологического знания в процессе собственной исследовательской деятельности

Еремкина Ольга Васильевна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра педагогики и менеджмента в образовании

Вопросы:

Определение понятия «метод»
Методы научного познания или
общенаучные методы
исследований
Методы педагогического
исследования
Эмпирические методы
педагогического исследования
Теоретические методы
педагогического исследования
Математические методы
2

Что такое метод?

Метод (от греч. – способ познания) – путь
к чему-либо, способ достижения цели,
определенным образом упорядоченная
деятельность субъекта.
Методология науки изучает методы,
средства и приемы, с помощью которых
приобретается и обосновывается новое
знание в науке.
3

Что такое логика научного исследования?

Логика – наука о законах, формах и
приемах правильного построения
мысли, т.е. мышления,
направленного на познание
объективной действительности.
Логика научного исследования - это
определенный порядок научного поиска.
Это движение от постановки проблемы, к
выдвижению гипотезы и затем подбору
методов проверки этой гипотезы.
4

Всеобщим методом научного мышления,
охватывающим все явления материального и духовного
мира, является материалистическая диалектика. Ее
всеобщий характер проявляется в том, что она
адекватна требованиям к теоретическим формам
мышления
Опираясь на признание объективного характера
всеобщей связи, взаимосвязи и
взаимообусловленности предметов, явлений,
процессов, диалектика требует от исследователя
рассматривать изучаемый объект как обязательное и
определенное звено в бесконечной цепи связей,
изучать отношения и зависимость предмета от других
предметов.
5

Общенаучные методы исследований

Под методом научных исследований понимают
определенный путь решения поставленных
целей, форму теоретического освоения
действительности.
Метод является совокупностью специальных
приемов, норм, правил, процедур,
регулирующих процесс познания и
обеспечивающих решение исследовательской
задачи.
6

Требования к научным методам исследования

строгость и определенность;
однозначность;
устойчивость;
эффективность;
экономичность;
простота;
плодотворность.
7

Специальные методы исследования

Для решения конкретных задач в
различных науках используются
специальные методы
исследования, которые
базируются на общенаучных
8

Общенаучные методы исследований

9

Анализ (от греч. – разложение)

Метод исследования, суть которого в
том, что предмет изучения мысленно
или практически расчленяется на
составные элементы (части объекта
или его признаки, свойства,
отношения) и каждая из частей
исследуется отдельно.
10

Синтез (от греч. – соединение)

Этот метод исследования позволяет
осуществлять соединение элементов
(частей) объекта, расчлененного в
процессе анализа, устанавливать
связи между ними и познавать
объекты исследования как единое
целое.
При изучении конкретного объекта
исследования, как правило, анализ и
синтез используются одновременно,
поскольку они взаимосвязаны.
11

На основе анализа и синтеза становится возможной классификация

Классификация представляет собой
распределение предметов, явлений и
понятий по классам, группам,
отделам, разрядам в зависимости от
общих признаков.
12

Индукция (от лат. – наведение)

Это такой метод познания, при котором по
частным факторам и явлениям выводятся
общие принципы и законы.
Это умозаключение от фактов к некоторой
гипотезе (общему утверждению).
В таком умозаключении общий вывод о
признаках совокупности элементов
делается на основе исследования части
элементов этой совокупности.
При этом исследуемые факты отбираются
по заранее выработанному плану
13

Дедукция (от лат.– выведение)

Это такой метод познания, при
котором частные положения
выводятся из общих.
Посредством дедукции вывод об
отдельном элементе некоторой
совокупности делается на основе
знаний о признаках всей
совокупности, т.е. она является
методом перехода от общих
представлений к частным.
14

Взаимосвязь индукции и дедукции

Несмотря на свою противоположность,
индукция и дедукция в процессе научного
познания всегда используются совместно,
представляя разные стороны единого
диалектического метода познания – от
индуктивного обобщения к дедуктивному
выводу, к проверке вывода и более
глубокому обобщению – и так до
бесконечности.
15

Аналогия (от греч.– соответствие, сходство)

Это метод научного познания, с помощью
которого достигается знание об одних предметах
или явлениях на основании их сходства с другими.
Умозаключение по аналогии – это когда знание о
каком-либо объекте переносится на другой менее
изученный объект, но сходный с первым по
существенным свойствам, качествам.
Такие умозаключения являются одним из
основных источников научных гипотез.
Благодаря своей наглядности метод аналогий
получил широкое распространение в науке.
16

Моделирование (от лат. – мера, образец)

Метод аналогий является основой другого
метода научного познания – моделирования.
Моделирование - метод научного познания,
заключающийся в замене изучаемого
объекта его специально созданным
аналогом или моделью, по которым
определяются или уточняются
характеристики оригинала.
При этом модель должна содержать
существенные черты реального объекта.
17

Метод моделирования опирается на
содержательное знание объекта
исследования и предусматривает
решение таких важных вопросов, как
отношение модели и объекта
исследования, степень сходства
модели с оригиналом, правомерность
перенесения полученной при изучении
модели информации на объект.
18

Педагогическое моделирование – это
метод создания и изучения научнопедагогических моделей.
Научно-педагогическая модель –
мысленно представленная или
материально реализованная система,
адекватно отображающих исследуемый
предмет педагогической действительности.
19

Признаки научной модели:

1) идеальная система, оптимизированная для
изучения;
2) адекватно отражает объект исследования;
3) способна замещать моделируемый объект;
4) изучение модели даёт новую информацию о
предмете исследования.
Главным преимуществом модели является
целостность представленной информации,
дающая возможность осуществлять
синтетический подход в познании данного
объекта.
Педагогическое моделирование помогает
осмыслить предмет исследования в различных 20
условиях.

Методы педагогического исследования
– это способы изучения педагогической
действительности.
Существует несколько подходов к
классификации методов педагогического
исследования.
Наиболее признанная и используемая
классификация методов педагогического
исследования подразделяют их на
эмпирические (методы изучения
педагогического опыта), теоретические
(методы теоретического исследования) и
математические (статистические).
21

Методы педагогического исследования

22

Методы педагогического исследования не является универсальными

Каждый их них эффективен лишь при
правильном использовании.
Правильность применения метода
подразумевает два аспекта:
владение данным методом;
умение исследователя выбрать наиболее
эффективный метод исходя из существующих
условий исследования, конкретной
исследовательской задачи.
23

Принципы выбора методов

совокупность методов (для решения любой
научной проблемы используется не один, а
комплекс взаимодополняющих методов
исследования);
адекватность методов существу изучаемого
явления, предполагаемым результатам,
возможностям исследователя;
ненанесение вреда (запрет использования
исследовательских методов, противоречащих
нравственным нормам, способных навредить
испытуемым, педагогическому процессу).
24

Эмпирические методы педагогического исследования

К эмпирическим методам относятся наблюдение,
анкетирование, педагогическое тестирование,
изучение документации, изучение продуктов
деятельности.
Их общее свойство – направленность на
непосредственное изучение управляемого объекта,
сбор и систематизацию фактического материала о
процессе и результатах работы образовательной
системы.
Эмпирический характер познания, присущий
методам этой группы является важной
предпосылкой достоверности выявленных фактов
25

Наблюдение

Наблюдение является наиболее
распространенным эмпирическим методом, с
помощью которого объект изучается в различных
условиях без вмешательства в его
существование.
Однако при стихийном наблюдении в силу
особенностей человеческого внимания многие
детали от наблюдателя ускользают, а другие
детали быстро забываются, не образуя целостной
системы знаний об объекте.
Наблюдение как метод педагогического
исследования имеет целенаправленный характер,
оно осуществляется по определённому плану, его
результаты фиксируются, а в конце наблюдения
собранные данные обобщаются.
26

Недостатки наблюдения в педагогическом исследовании

на достоверность результатов сильно влияют
личностные особенности наблюдателя, его
интересы, убеждения и стереотипы;
достоверность полученных результатов прямо
пропорциональна длительности наблюдения (чем
дольше проводилось наблюдение, тем
статистически достоверней данные, полученные с
его помощью);
личным наблюдением физически невозможно
охватить все моменты исследуемого процесса, а
это значит, что многие факты всё равно останутся
27
неустановленными.

Анкетирование

метод сбора информации с помощью анкет –
специально разработанных вопросников, на
которые требуется дать письменные ответы.
Основные виды анкет:
открытые (опрашиваемые должны
сформулировать ответ самостоятельно);
закрытые (опрашиваемым надо выбрать
наиболее подходящий ответ из нескольких
готовых вариантов);
смешанные (комбинированные),
предусматривающие возможность как выбора из
готовых вариантов, так и самостоятельной
формулировки ответа.
28

Когда используется анкетирование?

Анкетирование наиболее эффективно, если
требуется выявить коллективное мнение по
каким-либо вопросам и потребности
значительного количества людей.
В зависимости от цели анкетированию могут
подвергаться педагоги, учащиеся, их родители,
представители ближайшего социального
окружения.
Применяя этот метод, следует помнить, что
результаты анкетирования, даже полученные на
больших выборках, отражают мнения, установки,
стереотипы мышления и восприятия
респондентов, особенности данной социальной
группы, а поэтому они могут значительно
расходиться с установленными научными
фактами.
29

Достоинства и недостатки

С помощью анкетирования можно за относительно
малый отрезок времени охватить опросом большое
количество людей, а стандартные формулировки
вопросов в анкетах позволяют сравнительно легко
обрабатывать полученные данные.
Однако при анкетировании исключается
возможность корректирования формулировок
вопросов.
Поэтому важным условием эффективности этого
метода является достаточное качество
используемого вопросника (ясность для
опрашиваемого сути вопросов, возможность дать на
них однозначные ответы или выбрать приемлемый
вариант ответа из предложенных альтернатив, а
также избегание вопросов, провоцирующих
заведомо лживые ответы).
30

При проведении массовых
анкетирований фактором,
снижающим правдивость
ответов, становится мнение
других людей (например,
заполняя анкету одновременно
с другими людьми, человек
может списать ответ у соседа,
чтобы «не выделяться», или
наоборот: ответить по-другому
из желания отличиться, а вовсе
не потому, что он действительно
считает иначе).
31

Изучение документации

(устава учреждения, личных дел, дневников, медицинских
карт, планов работы, программ, отчётов, аналитических
справок и т.д., а также финансово-хозяйственной
документации) позволяет охватить изучением значительный
объём данных.
Это достоинство дополняется удобством поиска и обработки
необходимой информации, которая в документах
представлена в уже систематизированном виде и, как
правило, в стандартных формах.
Ещё одно достоинство метода изучения документации
обусловлено достаточно длительными сроками архивного
хранения документов: возможность обращения к прошлому
документально зафиксированному опыту и поиск в нём
причин сегодняшних проблем и путей их разрешения.
32

Недостатки метода изучения школьной документации

стандартизация и деловой стиль документов
вводят жёсткие ограничения на характер и
количество документально фиксируемых фактов,
вследствие чего не фигурирующие в документе
факты остаются вне поля зрения исследователя,
а именно они могут оказаться особенно важными
для познания новых свойств и явлений в
исследуемом объекте;
в документе могут присутствовать искажения
фактов, которые вводят в заблуждение человека,
изучающего документ (фактическая
достоверность документов может пострадать,
например, из-за элементарной небрежности в
ведении документации).
33

Продукты деятельности материальны,
их наличие и количество легко
проверить, в отличие от их
зафиксированных документальных
отражений, в которых описания
предметов вполне могут не отражать
некоторые важные в данный момент
параметры, а количественные
показатели могут быть случайно или
намеренно искажены. Необходимость
этого метода в педагогическом
исследовании определяется ещё и
тем, что с его помощью можно не
только установить наличие и
количество продуктов деятельности,
но и выявить специфические свойства,
характеризующие личность субъекта,
создавшего тот или иной продукт.
34

Изучение продуктов деятельности

Метод, при котором предметом изучения
являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки
и другие работы, а также продукты деятельности
взрослых участников образовательного процесса.
Так, помимо разнообразных ученических работ
предметами изучения могут быть: элементы
эстетического оформления класса-кабинета,
изготовленные учителем лично или при его
участии, под его руководством; продукты
деятельности, отражающие увлечения педагогов,
увлечения родителей и семейные увлечения, а
также различного рода достижения и т.д.
35

Тестирование

ТЕСТИРОВАНИЕ - процесс применения
тестов и других психодиагностических
методик для изучения и оценки психологии
и поведения человека.
ТЕСТ - стандартизированная методика
психологического исследования,
предназначенная для точных
количественных оценок и строгих
качественных определений психологии и
поведения человека с ориентацией на
установленные нормы оценок.
36

НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА

Качество психодиагностической методики,
связанное с возможностью получать с ее
помощью достаточно стабильные
результаты, мало зависящие от случайного
стечения обстоятельств.
37

ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ

Соответствие результатов, получаемых при
помощи данной методики, тому, для чего она
была по замыслу предназначена.
Слово «валидность» в переводе означает
«ценность», «полезность».
ВАЛИДНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
(КОНСТРУКТИВНАЯ)
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ соответствие результатов тестирования,
проведенного с помощью данной методики,
показателям тех психологических качеств,
которые теоретически связаны с
оцениваемым свойством.
38

ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ
- соответствие результатов
психодиагностики, проводимой при
помощи данной методики поведению того
человека, который подвергается
психодиагностическому обследованию.
Методика считается внешне валидной,
если, например, с ее помощью
оцениваются черты характера человека и
внешне наблюдаемое его поведение
согласуется с результатами проведенного
тестирования.
39

Педагогический эксперимент

особый метод эмпирического исследования,
состоящий в том, что исследователь вмешивается
в педагогический процесс с целью создания
наилучших условий для изучения педагогических
явлений.
Выделяется два вида педагогического
эксперимента: констатирующий и формирующий
(преобразующий).
При констатирующем эксперименте специально
созданные условия позволяют выявить новые
факты.
При формирующем – изменить ход и результат
40
педагогического процесса.

Теоретические методы педагогического исследования

К теоретическим методам исследования
относятся изучение литературных
источников, теоретический анализ,
методы логических обобщений и
моделирования.
41

Изучение литературных источников

Предметами изучения при использовании этого
метода являются научно-методическая
литература, образовательные стандарты, типовые
учебные планы и программы, а также
разнообразные электронные документы.
В реализации этого метода используются
традиционные приёмы работы с литературой:
конспектирование,
реферирование,
составление библиографии,
аннотирование,
цитирование, составление логических схем
текста.
42

Электронные документы

При изучении электронных документов
возможно полное копирование и
сохранение источника на доступном
носителе, сжатие и архивация документа,
распечатка всего документа либо его
фрагмента (например, оглавления,
электронного адреса или прилагаемой
аннотации), поиск данных по ключевым
словам и т.д.
43

Теоретический анализ
как метод познания
предполагает
осмысление результатов
исследования на основе
теоретических постулатов
и моделей,
разработанных
педагогической наукой.
44

При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут:

сопоставляться с научно обоснованными и
многократно подтверждёнными на
практике фактами;
сравниваться с данными того же класса,
полученными ранее в этой же или
подобной системе;
соотноситься с целями и задачами
управляемого процесса;
осмысливаться как конечные или
промежуточные результаты некоторой
деятельности;
обобщаться в виде кратких выводов.
45

Результатами теоретического анализа могут быть:

установление степени достоверности полученных
данных;
выявление сходств и отличий, соответствий и
несоответствий в анализируемой информации;
выявление тенденций;
прогнозирование дальнейшего развития
управляемого объекта;
определение наиболее эффективных методов
познания и преобразования тех или иных
объектов управления, частей управляемого
процесса;
обоснование существующих противоречий,
проблем и возможных путей их разрешения.
46

Методы математической статистики

Методы первичной статистической
обработки результатов эксперимента:
Вычисление средней арифметической.
Определение дисперсии и стандартного
отклонения.
Установление примерного распределения
данных.
Определение моды.
Характеристика нормального
распределения.
Вычисление интервалов
47

Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента

Способы вторичной статистической
обработки результатов исследования.
Сравнение средних величин разных
выборок.
Сравнение частотных распределений
данных.
Установление корреляционных
зависимостей и их интерпретация.
Понятие о факторном анализе как методе
статистической обработки.

Методы педагогического исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты. Эмпирические методы Синтез Индукция Дедукция Сравнение Абстрагирование Обобщение Конкретизация и моделирование методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты) методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные) методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум) методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) Анализ методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.)

Теоретические методы Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления. Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Синтез - мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое. Синтез - это смысловое соединение. Если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей. Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании. Абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей. Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).

Теоретические методы Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями. Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение - это выявление определенных соотношений между признаками, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез. Обобщение - выделение в явлениях общих черт, т. е. подытоживание исследования. При использовании метода сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению. Моделирование - это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей. Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

Эмпирические методы Наблюдение - метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основными из них являются: · целенаправленность; · аналитический характер. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются; · комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого; · систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Эмпирические методы Виды наблюдений: 1. по временной организации - непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); 2. по объему - широкое (сплошное), когда фиксируются нес доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; 3. по способу получения сведений - непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат. Наблюдение может быть также включенным и невключенным (по типу связи наблюдателя и наблюдаемого). Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которой рассматривается. Если при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождаются серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, он наблюдает за происходящим со стороны. По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

Эмпирические методы Достоинства наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучить предмет: - в целостности; - в естественном функционировании; - в многогранных связях и проявлениях. Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод Не позволяет: - активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации; - наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц; - охватить некоторые труднодоступные явления, процессы; - избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя; - делать точные замеры.

Эмпирические методы Беседа дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Исследователь, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелесообразна постановка вопросов «в лоб» . Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.

Эмпирические методы Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Применяются различные типы анкет: Открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых необходимо выбирать один из готовых ответов; Полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные; Именные, предлагающие указывать фамилию испытуемого, и анонимные - без указания автора ответов; Полные и урезанные; Пропедевтические и контрольные; и т. д.

Эмпирические методы Тестирование - метод педагогического исследования с использованием тестов. Тест (от англ. test - проба, испытание, исследование) - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Качество теста определяется: надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики). Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам. Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы.

Эмпирические методы Эксперимент – это своего рода наблюдение, только в данном случае экспериментатор наблюдает за тем процессом, который он сам же планомерно осуществляет. Педагогический эксперимент - преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов. Виды эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях. Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента). Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент - это активное формирование какой-либо установки. К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования: 1. Он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. 2. Его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

Эмпирические методы Выделяют следующие этапы эксперимента: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Методы педагогического исследования Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. По форме фиксации информации существуют следующие документы: - письменные (содержат в основном буквенный текст); к ним относятся классные журналы, дневники, медицинские карты, тетради учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, протоколы собраний, программы, контрольные работы и др. ; - статистические (информация в основном цифровая); - иконографические (кино- и фотодокументы, картины); - фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты); - технические (чертежи, поделки, техническое творчество).

Эмпирические методы Метод изучения продуктов деятельности учащихся: Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. Метод изучение школьной документации - вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников. М. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство. Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики. Новаторство представляет собой собственные методические находки, новые наработки.

Математические методы Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала. Шкалирование - превращение качественных факторов в количественные ряды. Такое преобразование дает возможность, например, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом. Метод обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от различных людей. Метод педагогического консилиума, т. е. обсуждение результатов изучения уровня воспитанности и обученности школьников и совместная выработка средств преодоления недостатков. Социометрический метод - позволяет установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе. Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Математические методы Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Регистрация - метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных). Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).