Выставка в кремле людовик святой билеты. В музеях Московского Кремля пройдет выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель


В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

7 сентября 2018 года в Музеях Московского Кремля откроется выставка «BVLGARI. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей». Ретроспективный проект познакомит зрителей с произведениями высокого ювелирного искусства всемирно известного итальянского дома BVLGARI, история которого насчитывает более ста тридцати лет. В выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца посетители смогут проследить изменения дизайна украшений от самых первых серебряных вещей, созданных в неогреческой традиции в конце XIX века до роскошных произведений эпохи dolce vita и последующих знаменитых коллекций конца тысячелетия.

Одной из главных тем экспозиции станет отражение идей феминизма в произведениях BVLGARI. Эту тему раскроют коллекции, созданные ювелирным домом в разные годы XX века, когда разрушение стереотипов о традиционной роли женщины в обществе отражалось, в том числе, и в ювелирном искусстве. Начиная с 1920х годов дом BVLGARI создавал эксклюзивные украшения и часы в характерном для того времени стиле ар деко с линейными и геометрическими мотивами, экспериментировал с объемами, начал использовать крупные бриллианты круглой формы. В последующие десятилетия стиль ювелирного дома менялся вместе с образом жизни женщины. Послевоенное время привнесло в произведения BVLGARI сдержанность, зачастую использование полудрагоценных камней вместо драгоценных. Затем ключевая роль в творческой концепции BVLGARI постепенно перешла к цвету: сочетания камней начали приобретать контрастность - от синего с зеленым до красного с зеленым и синим. В 60х годах объем и цвет стали фирменным знаком стиля BVLGARI.

История BVLGARI неразрывно связана с именами таких легендарных актрис как Элизабет Тейлор, которая воспринималась как идейный лидер феминистского движения и идеал свободной женщины, Анна Маньяни, Одри Хепберн, Ингрид Бергман, Джина Лоллобриджида, София Лорен. По их заказу в разные годы были созданы великолепные украшения, в которых нашли отражение характер и отношение к жизни знаменитых заказчиц. Многие из них любили работать в кадре в собственных драгоценностях. На протяжении долгих лет эти вещи являлись олицетворением роскоши и свободы женщины, вольной воплощать свои идеи в ювелирных произведениях. В экспозиции выставки можно будет увидеть принадлежавшие кинодивам 60х годов XX века украшения дома BVLGARI, выражающие харизматичный образ каждой из них.

Посетителей ждет необычный дизайн выставочного пространства. Специально разработанные для проекта оригинальные мультимедийные и световые решения обеспечат эффект присутствия и дадут возможность погрузиться в неподражаемую атмосферу создания ювелирного шедевра.

К выставке будет приурочена разнообразная образовательная программа. В Лектории Музеев Московского Кремля пройдет цикл лекций «Знаменитые ювелирные дома. Дом BVLGARI», посвященный истории создания легендарных брендов, мастерам, дизайнерам и собственно ювелирным произведениям. Также гостей ждут культурно-образовательные программы с посещением выставки и мастер-классы, на которых под руководством искусствоведа каждый участник сможет создать собственный оригинальный эскиз украшения и его модель.

Также в рамках выставки в Музеях Московского Кремля пройдёт музыкальный фестиваль «Посольские дары», который в этом году будет посвящен итальянской музыке, ее богатству и стилевому многообразию. На одном из концертов музыкальные произведения будут исполнены на скрипке великого мастера Андреа Гварнери, которая в настоящее время хранится в Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России. Финальный концерт фестиваля будет посвящен итальянскому киноискусству XX века. Прозвучат произведения Нино Рота, Эннио Морриконе, Никола Пьовани к лучшим итальянским фильмам великих режиссёров – Федерико Феллини, Франко Дзеффирелли, Роберто Бениньи, Витторио Де Сика.

Выставочный зал Успенской звонницы, выставочный зал Патриаршего дворца.

В Музеях Московского Кремля открылась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Золото, драгоценные камни, лиможские эмали, полированный хрусталь - узнайте про самые красивые экспонаты выставки, а также секреты истории, которые надо знать, чтобы как следует насладиться этими сокровищами.

Кто такой Людовик Святой

Французский король-крестоносец Людовик IX, который жил в XIII веке — единственный из французских королей, ставший святым. Это идеальный рыцарь, законодатель, благочестивый правитель и один из главных спонсоров готического искусства своей эпохи. По отцовской линии он был внуком французского короля-крестоносца Филиппа II Августа, по материнской — правнуком легендарной Алиеноры Аквитанской (то есть его мать была племянницей Ричарда Львиное Сердце). Сам он, в свою очередь, стал дедом Филиппа IV Красивого — отца «проклятых королей» и Изабеллы Французской Волчицы.

Скульптурный портрет Людовика Святого, ок. 1300 г.

Именно в правление внука, Филиппа IV Красивого, Людовик был канонизирован — всего 27 лет спустя после своей смерти. С той поры образцовый государь Людовик Святой стал покровителем французских монархов — недаром большинство из них брали тронное имя в его честь.

Людовик дважды ходил в крестовые походы — во время Седьмого попал в плен к неверным, а во время Восьмого — скончался. Поэтому Католическая церковь могла бы его канонизировать в лике «мучеников», как умершего во время подвига за веру. Однако он удостоился более почетного лика — «исповедник», который означает, что святой отличался безгрешным образом жизни и сделал чрезвычайно много для распространения христианской веры. Именно этому религиозному подвигу Людовика Святого и посвящена выставка в Кремле - а также расцвету готического искусства в период его правления.

Нижняя крышка переплета Евангелия с изображением Распятия

Реликварий с изображением Франциска Ассизского - одно из самых первых изображений стигматизации святого

Покупки короля

Одно из главных достижений Людовика Святого — строительство готической капеллы Сент-Шапель и превращение ее в гигантский реликварий для величайших христианских святынь, которые почитались как католиками, так и православными. Точнее, в первую очередь эти реликвии были именно православными. Веками они хранились в дворцовой часовне византийских императоров в Константинополе — пока не попали в руки западных рыцарей и не поступили в открытую продажу.

Простое перечисление реликвий и мощей, купленных Людовиком,
вызовет у истинно верующего человека трепет.
Орудия Страстей Христовых - Терновый венец, два фрагмента Креста, цепи, которыми он был прикован к столбу, плат Вероники с Нерукотворным Ликом, Камень Гроба Господня, Копье сотника Лонгина, Баргряница, трость, губка, часть Плащаницы, полотенце с Тайной вечери, две частицы Святой Крови.
И это еще не все - назовем детские пелены Христа, Молоко Богоматери, верхняя часть главы Иоанна Крестителя, главы святых Власия, Климента и Симеона, часть Мафория Богородицы и посох Моисея.


Как такое оказалось «на рынке»? Дело в том, что до окончательного падения Константинополя в 1453 году, город уже бывал разграблен — своими же, братьями-христианами. В 1203 году рыцари Четвертого крестового похода свернули с маршрута, приплыли в Константинополь и, понаблюдав некоторое время за дворцовыми интригами и коррупцией, захватили город. Так возникла Латинская империя, которая существовала 57 лет, пока византийцы не отбили столицу. К тому времени, как Людовик начал собирать свои сокровища, Латинская империя уже была на последнем издыхании, денег отчаянно не хватало, и латинский император Балдуин II де Куртене принялся распродавать самое святое. За 13 тыс. золотых империалов он заложил венецианскому патрицию Терновый венец, выкупить обратно его, разумеется, не смог — и в 1239 году Венеция продала это Орудие Страстей Людовику. Встреча реликвии превратилась в большой христианский и политический праздник — благодаря этому перемещению Париж стал новым «небесным Иерусалимом», Франция — «Землей Обетованной», а Людовик — преемником ромейских императоров.

Людовик помещает Терновый венец в Сент-Шапель. Миниатюра 15 века из манускрипта, представленного на выставке

Далее король стал охотиться за другими закладами разорившегося императора — его послы отправились в Сирию и выкупили несколько предметов, в том числе Крест Распятия, у ростовщиков, местных тамплиеров. Третья партия была приобретена непосредственно в Константинополе. Итак, в 1239—1247 годах Людовик купил практически все священные реликвии, остававшиеся в руках латинян — 22 предмета. По прибытию в Париж они были переложены в новые реликварии и мощевики - шедевры готического декоративно-прикладного искусства и ювелирного дела.


Сент-Шапель

Реликвиям требовался достойный дом. В 1248 году в Париже построили «святую капеллу» — Сент-Шапель, один из главных шедевров готической архитектуры. Помимо византийских реликвий в ней хранились и другие святыни, например, «ребро Марии Магдалины».

Интерьер Сент-Шапель

Главное, что поражает в Сент-Шапель - витражи. Это самый полный ансамбль узорчатых окон XIII века. Конечно, за восемьсот лет витражи пострадали - виной тому пожары, революции и войны. После реставрации XIX века остались небольшие фрагменты, которые было невозможно использовать, поэтому их передали в музей. Эти сияющие сапфировым светом стекла сегодня можно увидеть на московской выставке.

Витражи в экспозиции выставки в Кремле

Остатки готической роскоши

Поздняя история сокровищ Сент-Шапель грустна. Уже короли начали использовать капеллу, когда не хватало денег - например, Екатерина Медичи забирала оттуда драгоценности на продажу. Во время Французской революции все драгоценности были национализированы и отправлены на переплавку или аукционы. А сами христианские реликвии, этот «опиум для народа», уничтожались. Из всего списка покупок Людовика сохранились только Венец и фрагменты Креста (ныне в Нотр-Даме).

Злоключения, которые претерпевали церковные сокровища Франции, оказывается, не уступают трагедии русского церковного искусства после Октябрьской революции. По этой причине большинство шедевров на выставке в Кремле - «сироты». Да, они были созданы в эпоху Людовика Святого. А что было с ними дальше - остается угадывать. В музеи большинство из них попало от частных лиц, вероятно, выкупавших их у революционеров - грабителей церквей. Помимо французских музеев - Лувра, Клюни, Национальной библиотеки, а также весьма любопытных провинциальных музеев, в выставке принял участие Эрмитаж. И предоставленные им лиможские эмали и резная слоновая кость по уровню не уступают приезжим экспонатам. Многие из них годами скупал в послереволюционном Париже дипломат Александр Базилевский.

Ковчег-реликварий с изображением Христа во славе, Распятия и святых

Блеск витрин

Из всех экспонатов выставки достоверное отношение к Орудиям Страстей имеют лишь несколько вещей. Наиболее эффектный - хрустальный «бублик», стеклянный реликварий, внутри которого когда-то помещался Терновый венец. Увы, это не средневековое сокровище - его изготовили лишь в 1806 году, когда спасенную реликвию поместили в Нотр-Дам.

Реликварий св. Тернового венца. 1806

А это меня сфоткали с "бубликом" и продают теперь за деньги / Агентство "Москва", фото Александр Авилов



Зато XIII веком датируется корона-реликварий, где помещался шип от Венца и щепка от Креста. Правда, она не парижская, а из доминиканского монастыря в Льеже - но монастырю фрагменты реликвий прислал сам Людовик.

Корона-реликварий. Ок. 1260-1280

Кроме произведений ювелирного искусства и витражей на выставке представлены скульптуры, иллюминированные рукописи, монеты и подлинные документы времен Людовика Святого.

Богоматерь с младенцем
Навершие посоха. 1-я пол. 13 века

Информация про билеты -
500 рублей стоит единый билет на посещение выставки и архитектурного ансамбля Соборной площади (для основной категории граждан)

«Екатерина Великая в стране и мире»

Экспозиция выставки «Екатерина Великая в стране и мире», открывающаяся 15 февраля в Михайловском замке, расскажет посетителю о знаковой фигуре Российского государства второй половины XVIII века, запечатленной на полотнах Ивана Аргунова, Дмитрия Левицкого, Федора Рокотова, Стефано Торелли, Иоганна Баптиста Лампи старшего, Йозефа Крейцингера, Сальваторе Тончи и др.

Выставка «Екатерина Великая в стране и мире» объединяет около 500 экспонатов из коллекций ведущих музеев России и частных собраний и посвящена отражению в искусстве прогрессивных геополитических и культурных достижений, в которых императрица Екатерина II сыграла важнейшую роль.

«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

Впервые в МИИ им. А.С. Пушкина будет проведена выставка шедевров Лейденской коллекции Томаса С. Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан: 82 произведения голландского искусства XVII века, ни одно из которых ранее не выставлялось в России. Среди авторов 80 полотен и 2 рисунков: Рембрандт ван Рейн, Ян Вермеер Делфтский, Карел Фабрициус, Франс Халс.


5 сентября 2018 года экспозиция «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» открывается в Санкт-Петербурге в Эрмитаже и будет доступна для посещения до 13 января 2019 г.

«Династия Мин: сияние учености Династия Мин (1368-1644)»

Московский Кремль / Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы, 17 апреля - 25 июля 2018 г.

Посетители Московского Кремля смогут познакомиться с искусством эпохи династии Мин (1368–1644), периоду ярчайшего творческого подъема Китая. Выставка прекрасных образцов собрания Шанхайского музея детально описывает эпоху Мин, период, который также называют «культурой интеллектуалов»: редкий фарфор, живопись, резьба по камню и мебель. В особом внимании кураторов выставки предметы, которые в Китае называют «сокровищами кабинета» - изысканные тушечницы и сосуды для разведения туши, подставки под кисти и т.д.


«Скульптуры Сальвадора Дали»

Музей Эрарта / Выставочное крыло 1 этаж, Санкт-Петербург, 25 мая - 23 сентября 2018 г.

В музее Эрарта готовится к открытию выставка скульптур Сальвадора Дали. Самый известный мировой художник-сюрреалист, бросая вызов идее рационального, оставил след в самых различных областях искусства, включая скульптуру. Посетители выставки смогут увидеть несколько шедевров из серии бронзовых музейных скульптур, над которыми Сальвадор Дали работал между 1934 и 1987 годами. В частности, зрители смогут увидеть трехметрового бронзового «Космического слона» и знаменитые «Мягкие часы», нашедшие свое скульптурное отображение в инсталляции «Благородство времени».


Сальвадор Дали. Постоянство памяти © I.A.R. Art Resources
Высота скульптуры: 191 см

«Изобразительное искусство эпохи Эдо»

В рамках перекрестного Года культуры Японии и России, который пройдет в 2018-м, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина будут представлены сокровища японской культуры эпохи Эдо. Всего посетители смогут увидеть около 120 картин и гравюр, созданных в XVII–XIX вв. мастерами художественных школ Римпа, Нанга, Тоса, Кано, Сидзе и Укие-э., большинство которых никогда не покидали Японию и имеют статус «национального сокровища».


«Ювелирное искусство Bvlgari» (рабочее название)

Московский Кремль / Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы, 7 сентября 2018 г. - 13 января 2019 г.

Сразу в двух выставочных залах кремлевского музея, - Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриаршего дворца, - вниманию зрителей будет представлено около четырехсот ювелирных украшений из коллекции исторического наследия Bvlgari.


Предметы этой крупной экспозиции неразрывно связаны с именами их обладательниц, таких как Элизабет Тейлор, Одри Хепберн, Ингрид Бергман, Анна Маньяни и в полной мере выражают 1950-1960-х гг. эпоху «дольче вита» (La dolce vita - «Сладкая жизнь»). В экспозицию также вошли ранние серебряные изделия, выполненные в неогреческой традиции основателем семейного дела Сотирио Булгари в 1870–1890-х, а также экстраординарные творения 1970–1990-х годов.


«Михаил Ларионов»

Государственная Третьяковская галерея, Москва, 18 сентября 2018 г. - 20 января 2019 г.

Новая Третьяковка на Крымском Валу представляет ретроспективную выставку Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964). Экспозиция из 500 работ представляет как известные работы основоположника русского художественного авангарда, такие как «Сад», включенную С. Дягилевым в экспозицию знаменитой выставки Русского искусства 1906 в Париже, так и малоизвестные российскому зрителю, такие как «Лучистая колбаса и скумбрия» (1912) из Музея Людвига, ярко раскрывающую технику беспредметной живописи, названную автором «лучизмом». Кроме собственных работ мастера, в экспозицию вошли образцы собирательской деятельности Ларионова - коллекционера, в частности будут представлены образцы русского и восточного лубка.


Предыдущая фотография Следующая фотография

Дорога к Соборной площади со стороны Александровского сада ведет через высокие арки в подклете церкви Двенадцати апостолов, примыкающей к Патриаршим палатам. Здесь несколько веков помещались личные покои главы русского православия, его канцелярия и сокровищница. Ни одно здание Московского кремля не перестраивали так часто и кардинально, в этих белокаменных стенах бушевали пожары и нешуточные страсти, роскошь отделки соперничала с царским дворцом.

Еще при Иване Калите в кремле поставили избу для митрополита Петра. Только в 1450 г. началось строительство каменных палат возле церкви Ризоположения , ставшей домовым храмом святого Ионы, первого русского митрополита, не назначенного в Константинополе. На исходе 15 века их уничтожил страшный пожар. Восстановление подворья длилось больше века и было завершено только патриархом Никоном. Уже после его низложения возвели церковь Двенадцати апостолов, придавшую законченность комплексу Соборной площади.

Архитектура Патриаршего дворца

Здание представляет собой конгломерат из объединенных в одно целое построек разного времени, потому их общий стиль определить весьма сложно. Барабаны церкви Двенадцати апостолов такие же, как на Архангельском соборе, обращенный к площади фасад отделан подобно Успенскому храму, который старше на несколько веков. Глаз сразу замечает несовпадения пропорций и асимметричность расположения окон, вызванные многократными перестройками. Современники поражались смелому решению зодчих Крестовой палаты, чей огромный свод не имеет центральной опоры. Роскошная отделка парадного зала стала причиной обвинения патриарха Никона в грехе гордыни.

Музей в Патриарших палатах

Второй этаж огромного здания занимает экспозиция, где демонстрируются предметы искусства и быта 17 века. В Парадных сенях выставлены одежда, ризы и вещи патриарха Никона. На стендах Крестовой палаты, предназначенной для торжественных приемов и церковных соборов, красуются коллекции дворцовой посуды, охотничье оружие Ивана Грозного, богатейшее собрание старинных часов. Другое название зала - Мироваренный: до 1917 г. в огромном серебряном чане, подаренном Екатериной II, на специальной печи под особые молитвы происходило таинство сотворения ароматического масла - мира, которым совершалось помазание на царство, освящение новых зданий и кораблей.

В Приказной палате можно увидеть письменный прибор и шахматы царя Алексея Михайловича, подлинный букварь его внука Алексея Петровича, нарисованный знаменитым художником того времени Карионом Истоминым. Реконструирован интерьер жилых комнат - деревянные столы, стулья, резное кресло, окованные сундуки и облицованная изразцами огромная печь погружают экскурсантов в быт высшего духовного и светского сословия 17 века.

Редчайшее собрание расшитых предметов церковного обихода - престольных покровов, завес для царских врат, настенных пелен - находится в Трапезной палате. Золотошвейное искусство переживало свой расцвет как раз в 17-18 веках, художники и мастерицы оставили нам великолепные образцы своего ремесла. В церкви Двенадцати апостолов выставлены редкие иконы старинного дониконианского и нового письма.